Электродвигатели

Проверка работоспособности

Тестирование начинается с визуального осмотра. Возможные неисправности:

  1. Если опорная часть на устройстве была сломана, это может привести к неисправностям.
  2. При потемнении корпуса в средней части идет перегрев. Бывает попадание в корпус различных посторонних предметов, это способствует перегреванию. При износе и загрязнении подшипников возможен перегрев.
  3. Когда однофазный электродвигатель на 220 вольт имеет в схеме подключения конденсатор увеличенного размера, он начинает перегреваться.

Если есть подозрение на наличие такого элемента, его необходимо отсоединить от пусковой обмотки, включить двигатель в сети и вращать вал вручную.

Запустить двигатель минут на пятнадцать, а затем проверить, не прогрелся ли он. Если двигатель не греется, причиной являлась увеличенная емкость конденсатора. Необходимо установить конденсатор, имеющий меньшую емкость.

Области использования

Благодаря тому, что универсальный двигатель может иметь высокую скорость вращения при работе от однофазной сети переменного тока без использования дополнительных преобразовательных устройств, он получил широкое применение в таких домашних приборах как пылесосы, блендеры, фены и др. Так же универсальный электродвигатель широко используется в таких инструментах, как дрели и шуруповерты.

Благодаря тому, что скорость вращения универсального двигателя легко регулируется изменением величины питающего напряжения ранее он широко использовался в стиральных машинах. Сейчас благодаря развитию преобразовательной техники более широкое использование получают бесщеточные электродвигатели (СДПМ, ) скорость вращения которых регулируется изменением частоты напряжения питания.

ГОСТ 27471-87 Машины электрические вращающиеся. Термины и определения.
Е.В.Арменский, Г.Б.Фалк. Электрические микромашины. Изд. 2-е, перераб. и доп.: Учеб. пособие для электротехн. специальностей вузов.- М.: Высш. школа, 1975.
М.М.Кацман. Электрические машины и электропривод автоматических устройств: Учебник для электротехнических специальностей техникумов.- М.: Высш. шк., 1987.

Область применения

Асинхронный двигатель получил широкое распространение в качестве тягового, второстепенного и прочих видов силовых компонентов. Учитывая особенности его конструкции, отсутствие скользящих контактов, эксплуатация такого мотора намного проще. Также, схема подключения не требует сложных устройств управления, если говорить о простом режиме работы с постоянной частотой. Плюс ко всему и срок службы до сервисного обслуживания намного дольше, так как внутреннее пространство и обмотки не загрязняются графитом.

Применяется асинхронный электродвигатель во многих сферах:

  • Системы вентиляции – благодаря выносливости и неприхотливости при эксплуатации моторы с короткозамкнутыми роторами достаточно часто используются в качестве вентиляторов. Они хорошо переживают продолжительную работу на максимальных оборотах, обеспечивая пользователей или технологическое оборудование интенсивным воздушным потоком.
  • Конвейеры – благодаря высокому моменту, способности его поддерживать при нагрузках моторы асинхронного типа стали идеальным вариантом для реализации управления подвижными производственными линиями.
  • Следящие системы и приводные устройства – особо часто применяют асинхронные двигатели в приводных системах на технологическом оборудовании. Но для организации управления таким типом двигателя потребуется особая схема подключения и частотный блок управления, а ротор асинхронного двигателя оснащается неодимовыми магнитами. Такие моторы рассчитаны на работы с частотой до 400 Гц.
  • Бытовая сфера. Из такого мотора можно сделать различные рабочие агрегаты бытового назначения или для небольшой мастерской: вентилятор, управляемые заслонки, циркулярная пила, фуганок, прочее оборудование.

Четырехполюсный генератор

Если в четырехполюсном генераторе ( рис. 89) цикл изменений магнитной индукции совершается на участке, охватываемом дугой в 180, то считают, что в этой же дуге одновременно содержится и 360 электрических градусов. У шести-полюсного генератора цикл охватывается дугой в 120, но в ней также должно быть 360 электрических градусов. Получается так, что в многополюсных генераторах каждый геометрический градус делится на р равных частей, каждая из которых и служит электрическим градусом. Следовательно, по величине электрические градусы для каждого генератора различны, а численно всегда в р раз меньше геометрического градуса.

У автомобилей, имеющих четырехполюсные генераторы , в реле-регуляторе применяются два регулятора напряжения. Каждый из них обслуживает одну из обмоток возбуждения генератора. Регуляторы устроены одинаково и работают совместно.

Для уменьшения искрения на контактах регуляторов в четырехполюсном генераторе Г51 обмотка возбуждения распределена на две параллельные ветви, и в каждую из них включен отдельный регулятор напряжения.

Под возбудитель ВС-652 ( рис. 50) представляет собой синхронный, однофазный, четырехполюсный генератор переменного тока с самовентиляцией.

На рис. 2 — 18 изображена магнитная цепь четырехполюсного генератора . Якорь выполнен из листовой электротехнической стали, а полюсы и станина — из литой. Размеры указаны в миллиметрах. Длина полюса и якор ( активной части) вдоль оси вращения 40 лш.

На рис. 2 — 19 изображена магнитная цепь четырехполюсного генератора . Якорь выполнен из листовой электротехнической стали, а полюсы и станина — из литой стали. Размеры указаны в миллиметрах.

Все LC генераторы могут быть разделены на два класса: четырехполюсные генераторы и двухполюсные генераторы с отрицательным сопротивлением. Во всех четырехполюсных LC генераторах колебательный контур представляет собой четырехполюсник, связывающий анод и сетку лампы.

Плоскостные триоды наиболее часто используются в качестве активных элементов в схемах четырехполюсных генераторов , генераторов с обратной связью. Точечноконтактный триод, вообще говоря, может быть использован как в схемах генератора с отрицательным сопротивлением, так и в схемах генераторов с обратной связью. Однако в некоторых случаях внешняя обратная связь необходима. Например, в точечноконтактных триодах с коэффициентом усиления — по току, меньшим единицы, должна применяться внешняя обратная связь, чтобы передать часть выходной мощности на вход. С другой стороны, можно показать, что на тех частотах, на которых фазовый сдвиг, связанный с отсечкой а, становится достаточно большим, эмитгерный и коллекторный токи находятся не в фазе и поэтому необходима внешняя фазосдвигающая цепь.

Выходное напряжение снимается со средних точек между щетками В1 — ВЗ и В2 — В4, как в обычном четырехполюсном генераторе , Чотырех-полюсная обмотка самовозбуждения включается параллельно ( рисГГО — 14) или последовательно с нагрузкой и усиливает действие первой обмотки. Сопротивление цепи обмотки, самовозбуждения устанавливается немного больше критического.

В генераторах Г-20, Г-21, Г-15 Б, Г-25, Г-16 и Г-12 применяется петлевая обмотка якоря, а в четырехполюсных генераторах Г-66 — волновая обмотка.

Мы рассмотрели двухполюсный генератор, но возможны и многополюсные генераторы, имеющие р пар полюсов. Так, в четырехполюсном генераторе ( рис. 220) имеются четыре параллельные ветви и две нейтральные линии. Вообще в генераторе должно быть всегда столько щеток, сколько полюсов.

Не указан в ГОСТ, но уже изготовлен и установлен на Костромской ГРЭС генератор 1 2 ГВт. Также не указан в ГОСТ четырехполюсный генератор 1000 МВт для АЭС.

Источник

Подключение асинхронного двигателя

Трехфазный переменный ток

Электрическая сеть трехфазного переменного тока получила наиболее широкое распространение среди электрических систем передачи энергии. Главным по сравнению с однофазной и двухфазной системами является ее экономичность. В трехфазной цепи энергия передается по трем проводам, а токи текущие в разных проводах сдвинуты относительно друг друга по фазе на 120°, при этом синусоидальные ЭДС на разных фазах имеют одинаковую частоту и амплитуду.

Трехфазный ток (разница фаз 120°)

Звезда и треугольник

Трехфазная обмотка статора электродвигателя соединяется по схеме в зависимости от напряжения питания сети. Концы трехфазной обмотки могут быть: соединены внутри электродвигателя (из двигателя выходит три провода), выведены наружу (выходит шесть проводов), выведены в распределительную коробку (в коробку выходит шесть проводов, из коробки три).

Фазное напряжение — разница потенциалов между началом и концом одной фазы

Другое определение для соединения «звезда»: фазное напряжение это разница потенциалов между линейным проводом и нейтралью (обратите внимание, что у схемы «треугольник» отсутствует нейтраль)

Линейное напряжение — разность потенциалов между двумя линейными проводами (между фазами).

Звезда Треугольник Обозначение
Uл, Uф — линейное и фазовое напряжение, В,
Iл, Iф — линейный и фазовый ток, А,
S — полная мощность, Вт
P — активная мощность, Вт

Внимание: Несмотря на то, что мощность для соединений в звезду и треугольник вычисляется по одной формуле, подключение одного и того же электродвигателя разным способом в одну и туже электрическую сеть приведет к потреблению разной мощности. При этом не правильное подключение электродвигателя, может привести к расплавлению обмоток статора.

Пример: Допустим электродвигатель был подключен по схеме «звезда» к трехфазной сети переменного тока Uл=380 В (соответственно Uф=220 В) и потреблял ток Iл=1 А

Полная потребляемая мощность:

S = 1,73∙380∙1 = 658 Вт.

Теперь изменим схему соединения на «треугольник», линейное напряжение останется таким же Uл=380 В, а фазовое напряжение увеличится в корень из 3 раз Uф=Uл=380 В. Увеличение фазового напряжения приведет к увеличению фазового тока в корень из 3 раз. Таким образом линейный ток схемы «треугольник» будет в три раза больше линейного тока схемы «звезда». А следовательно и потребляемая мощность будет в 3 раза больше:

S = 1,73∙380∙3 = 1975 Вт.

Таким образом, если двигатель рассчитан на подключение к трехфазной сети переменного тока по схеме «звезда», подключение данного электродвигателя по схеме «треугольник» может привести к его поломке.

Если в нормальном режиме электродвигатель подключен по схеме «треугольник», то для уменьшения пусковых токов на время пуска его можно соединить по схеме звезда. При этом вместе с пусковым током уменьшится также пусковой момент.

Подключение электродвигателя по схеме звезда и треугольник

Обозначение выводов статора трехфазного электродвигателя

Обозначение выводов обмоток статора вновь разрабатываемых трехфазных машин согласно ГОСТ 26772-85

Схема соединения обмоток, наименование фазы и вывода Обозначение вывода
Начало Конец
Открытая схема (число выводов 6)
первая фаза U1 U2
вторая фаза V1 V2
третья фаза W1 W2
Соединение в звезду (число выводов 3 или 4)
первая фаза U
вторая фаза V
третья фаза W
точка звезды (нулевая точка) N
Соединение в треугольник (число выводов 3)
первый вывод U
второй вывод V
третий вывод W

Обозначение выводов обмоток статора ранее разработанных и модернизируемых трехфазных машин согласно ГОСТ 26772-85

Схема соединения обмоток, наименование фазы и вывода Обозначение вывода
Начало Конец
Открытая схема (число выводов 6)
первая фаза C1 C4
вторая фаза C2 C5
третья фаза C3 C6
Соединение звездой (число выводов 3 или 4)
первая фаза C1
вторая фаза C2
третья фаза C3
нулевая точка
Соединение треугольником (число выводов 3)
первый вывод C1
второй вывод C2
третий вывод C3

Однофазные и трехфазные д0вигатели асинхронного типа

Договорились – трехфазные коллекторные двигатели достать сложно, текущий раздел речь ведет касательно асинхронных машин. Разновидности перечислим:

  1. Трехфазные асинхронные двигатели снабжены числом выводов три-шесть рабочих обмоток за вычетом различных предохранителей, внутренних реле, разнообразных датчиков. Катушки статора внутри объединяются звездой, делая невозможным напрямую включение в однофазную сеть.
  2. Однофазные двигатели, снабженные пусковой обмоткой, помимо прочего снабжаются парой контактов, ведущих к концевому центробежному выключателю. Миниатюрное устройство обрывает цепь, когда вал раскручен. Пусковая обмотка катализирует начальный этап. Дальнейшим действием будет мешать, снижая КПД двигателя. Принято конструкцию называть бифилярной. Пусковая обмотка наматывается двойным проводом, снижая реактивное сопротивление. Помогает уменьшить емкость конденсатора – критично. Ярким примером однофазных двигателей асинхронного типа с пусковой обмоткой выступают компрессоры бытовых холодильников.
  3. Конденсаторная обмотка, отличаясь от пусковой, работает непрерывно. Двигатели найдем внутри напольных вентиляторов. Конденсатор дает сдвиг фаз 90 градусов, позволяя выбрать направление вращения, поддержать нужную форму электромагнитного поля внутри ротора. Типично на корпусе двигателя конденсатор крепится.

  4. Мелкие асинхронные двигатели, применяемые вытяжками, вентиляторами, способны запускаться без конденсатора вовсе. Начальное движение образуется махом лопастей, либо искривлением проводки (бороздок) ротора в нужном направлении.

Научимся, как отличить однофазные двигатели асинхронного типа от трехфазных. В последнем случае внутри всегда имеется три равноценных обмотки. Поэтому можно найти три пары контактов, которые при исследовании тестером дают одинаковое сопротивление. Например, 9 Ом. Если обмотки объединены звездой внутри, выводов с одинаковым сопротивлением будет три. Из них любая пара дает идентичные показания, отображаемые экраном мультиметра. Сопротивление каждый раз равно двум обмоткам.

Поскольку ток должен выходить, иногда трехфазный двигатель имеет вывод нейтрали. Центр звезды, с каждым из трех других проводов дает идентичное сопротивление, вдвое меньшее, нежели демонстрирует попарная прозвонка. Указанные выше симптомы говорят красноречиво: двигатель трёхфазный, теме сегодняшнего разговора чуждый.

Рассматриваемые рубрикой моторы обмоток содержат две. Одна пусковая, либо конденсаторная (вспомогательная). Выводов обычно три-четыре. Отсутствуй украшающий корпус конденсатор, можно попробовать рассуждать, озадачиваясь предназначением контактов следующим образом:

  1. Выводов четыре штуки – нужно измерить сопротивление. Обычно звонятся попарно. Сопротивление ниже – нашли основную обмотку, подключаемую к сети 230 вольт без конденсатора. Полярность не играет роли, направление вращения задается способом включения вспомогательной обмотки, коммутацией катушек. Проще говоря, осуществите подключение однофазного электродвигателя характерного типа с одной лишь основной обмоткой – в начальный период времени вал стоит стоймя. Куда раскрутишь, туда пойдет вращение. Остерегайтесь производить старт рукой – поломает.

  2. Видим три вывода. Внутри концы катушек соединены, образуя звезду. Подаётся нейтраль (схемный нуль). Касаемо двух других выводов, сопротивление попарное будет наибольшим (равняется обеим обмоткам, включенным последовательно). Самое маленькое значение, как прежде, будет рабочей обмотки, фазу пусковой проходит, минуя конденсатор. Обеспечит сдвиг в нужную сторону. Обычно такой двигатель вращается однонаправленно, нельзя физически изменить полярность включения емкости. Однако существуют сведения (проверим эпюры в другой раз): питая рабочую катушку напряжением через конденсатор, пусковую включив напрямую, выполним реверс. Возможность подключить электродвигатель 3-проводной, реализуя обратное вращение, литературой опускается.

Способы управления асинхронным двигателем

Под управлением асинхронным двигателем переменного тока понимается изменение частоты вращения ротора. Существуют следующие способы управления асинхронным двигателем:

реостатный – изменение частоты вращения АД с фазным ротором путём изменения сопротивления реостата в цепи ротора,

частотный – изменение частоты вращения АД путём изменения частоты тока в питающей сети, что влечёт за собой изменение частоты вращения поля статора. Применяется включение двигателя через частотный преобразователь,

переключением обмоток со схемы «звезда» на схему «треугольник» в процессе пуска двигателя, что даёт снижение пусковых токов в обмотках примерно в три раза;

импульсный – подачей напряжения питания специального вида (например, пилообразного),

изменением числа пар полюсов, если такое переключение предусмотрено конструктивно,

изменением амплитуды питающего напряжения, когда изменяется только амплитуда (или действующее значение) управляющего напряжения. Тогда векторы напряжений управления и возбуждения остаются перпендикулярны,

Фазовое управление характерно тем, что изменение частоты вращения ротора достигается путём изменения сдвига фаз между векторами напряжений возбуждения и управления,

Амплитудно-фазовый способ включает в себя оба предыдущих способа.

Электродвигатели специального исполнения производства Neri Motori

Электромоторы с преобразователями частоты

Компанией Neri Motori выпускается серия электродвигателей, в которых преобразователь частоты объединен с двигателем. Область применения такого рода двигателей – системы передачи мощности при условиях сокращения длины соединительных электрических кабелей.

Особенностью такого рода двигателей является то, что пользователь имеет возможность в режиме постоянства мощности поднять частоту вращения вала двигателя примерно в 2 раза (2р – 6000 об/мин).

Подобные преобразования возможны для двух- и четырехполюсных двигателей при коммутации обмоток в Y. Такие двигатели могут быть также соединены по типу «треугольник» и вращаться под управлением преобразователя частоты на большей скорости с постоянным номинальным моментом.

С точки зрения механики с учетом балансировки ротора по ISO 1940-UNI 4218 возможно достижение частоты вращения ротора приблизительно втрое выше номинальной, без риска механического контакта ротора со статором.

Подшипники из ряда, устанавливаемого Neri Motori на эту серию электродвигателей, способны вращаться без проблем для производимых нами габаритов двигателей на скоростях приблизительно 10 000 об/мин – это дополнительная страховка в целях увеличения срока службы двигателя и уменьшения уровня шума во время работы.

В электродвигателях этого типа подшипники устанавливаются со специальным эластичным кольцом, которое предохраняет подшипник от остаточных механических деформаций.

Стальная втулка, вставляемая в посадочное место подшипника, предотвращает радиальные перемещения внешнего кольца подшипника в рамках, установленных требованиями безопасности (по усмотрению технической службы).

С точки зрения электроники, отмечается, что большинство двигателей построены со специальными двухслойными обмотками с укороченным шагом для устранения нежелательной пульсации вращающего момента и удовлетворения требований, предъявляемыми приборами измерения скорости. Для изоляции используются специальные высокопрочные материалы.

В качестве материалов посадки статора ротора используются металлы с низкой магнитной проницаемостью.

Доступные мощности предоставляемых электродвигателей перечислены в каталоге. Если двигатель работает от сети с частотой ниже 50 Hz или с характеристиками, отличными от номинальных, то требуется установка специального независимого охлаждения.

Данные электродвигатели комплектуются электромагнитными тормозами, которые приводятся в действие при отключении питания двигателя.

При торможении двигателя используются усилия пружин в составе тормоза, которые установлены на щите из чугуна в задней части двигателя (в линейке S – серия с компактными тормозами – щит может быть алюминиевым).

Класс изоляции тормозов – F. Все тормозные узлы защищены от воздействия окружающей среды окрашиванием или гальванообработкой. Части, наиболее подвергнутые износу, обрабатываются в специальных условиях, которые обеспечивают значительное сопротивление износу этих частей.

Neri Motori поставляет стандартные тормоза с питанием от 3-х фазной сети переменного тока 230/400V 50/60 Гц и тормоза с питанием от сети постоянного тока 230V 50/60 Гц. Тормоза, работающие от постоянного тока требуют установки выпрямителей, чтобы питаться от сетей переменного тока.

Тормоза на двигателях Neri Motori – безасбестовые, что соответствует требованиям Директивы ЕЭС в разделах о безопасности и гигиене рабочего места, а также в разделе защиты рабочих от риска подвергания шуму на рабочем месте.

Характеристики электродвигателей с питанием от одно- и трехфазных сетей с тормозами аналогичны характеристикам этих двигателей, но без тормозов, за исключением некоторых габаритных размеров.

Особые возможности применения электродвигателей

Двигатели для моек

Электродвигатели для моек применяются в особенно неблагоприятных условиях: воздействие воды (брызги и струи воды под высоким давлением), химических веществ и т.п.

Такие двигатели защищены специальным покрытием – на поверхность нанесен резиновый фиксирующий раствор, который полностью их уплотняет и обмотка не повреждается даже если химические материалы попадают на мотор.

Электродвигатели для машин пищевого производства

Основное применение: машины для рубки мяса, костепилки, перемешивающие машины и др. По требованию клиента возможно изготовление двигателя в цилиндрическом корпусе с анодированной поверхностью.

Схема соединения обмоток статора

Так как в статоре односкоростного асинхронного двигателя расположено три обмотки, то для подключения к трёхфазной сети их необходимо как-то соединить. Как и в любой трёхфазной цепи различают две схемы соединения:

1. «Звезда». Концы обмоток соединяются вместе, напряжение подводится к их началам.

2. «Треугольник». Начало следующей обмотки соединяется с концом предыдущей.

Схема «звезда» и «треугольник»

Концы обмоток выводятся в клеммную коробку, которую еще называют «брно» или «борно» (мне не удалось найти правильного названия, а в словаре указаны оба варианта). В зависимости от типа и конструкции двигателя в «борно» может быть выведено 3 или 6 проводов. Если выведено 3 провода – то обмотки соединены «с завода» по определенной схеме, а если 6, то вы можете выбрать схему подключения исходя из напряжения питающей сети.

В зависимости от года производства и производителя электродвигателя могут применяться такие обозначения выводов обмоток, как приведены в таблице ниже.

Варианты названия начала и концов обмоток L1, L2 и L3 – это обмотки трёх фаз соответственно

Концы обмоток на клеммнике расположены таким образом, чтобы с помощью одного комплекта из трёх перемычек можно было соединить обмотки по нужной схеме. Для соединения по схеме звезды перемычки устанавливают в ряд на концы обмоток, а для треугольника – параллельно друг другу соединяя «верхние» и «нижние» клеммы. Для этого начала и концы обмоток смещены друг относительно друга, что вы увидите на следующей иллюстрации.

Параметры асинхронного двигателя

При подборе таких машин, а также при дальнейшей их эксплуатации необходимо учитывать характеристики асинхронного двигателя. Они бывают энергетические — это коэффициент полезного действия, коэффициент мощности

Важно учитывать и механические показатели. Основным из них считается зависимость между скоростью вращения вала и рабочим усилием, прикладываемым к нему

Существуют ещё пусковые характеристики. Они определяют пусковой, минимальный и максимальный моменты и их соотношение. Важно также знать, каков пусковой ток асинхронного двигателя. Для наиболее эффективного использования двигателя необходимо учитывать все эти параметры.

Нельзя оставить без внимания вопрос энергосбережения. В последнее время он рассматривается не только с позиции уменьшения эксплуатационных затрат. Экономичность электродвигателей снижает уровень экологических проблем, связанных с производством электроэнергии.

Перед производителями постоянно ставятся задачи разработки и выпуска энергосберегающих двигателей, повышения эксплуатационного ресурса, уменьшения шумового уровня.

Улучшить энергосберегающие показатели можно путём снижения потерь при эксплуатации. А они напрямую зависят от рабочей температуры машины. Кроме того, совершенствование этой характеристики неизбежно приведёт к увеличению срока эксплуатации двигателя.

Снизить температуру обмоток можно, применяя вентилятор наружного обдува, закреплённый на хвостовике вала ротора. Но это приводит к неизбежному повышению шума, производимого двигателем при работе. Особенно ощутим этот показатель при высокой скорости вращения ротора.

Таким образом, видно, что асинхронный двигатель имеет один существенный недостаток. Он не способен поддерживать постоянную частоту вращения вала при возрастающих нагрузках. Зато такой двигатель имеет множество преимуществ по сравнению с образцами электродвигателей других конструкций.

Во-первых, он имеет надёжную конструкцию. Работа асинхронного двигателя не вызывает никаких сложностей при его использовании.

Во-вторых, асинхронный двигатель экономичен в производстве и эксплуатации.

В-третьих, эта машина универсальна. Имеется возможность её использования в любых устройствах, которые не требуют точного поддержания частоты вращения вала якоря.

В-четвёртых, двигатель с асинхронным принципом действия востребован и в быту, получая питание только от одной фазы.

Электродвигатель предназначен для преобразования, с малыми потерями, электрическую энергию в механическую.

Предлагаем рассмотреть принцип действия асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, трехфазного и однофазного типа, а также его конструкцию и схемы подключения.

Скачать

Если тема интересует более глубоко, рекомендую ознакомиться с литературой, приведенной на странице Скачать.

Вот одна из книг, приведенных там:• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника.
Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники.
Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача.
Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники.
Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике.
Эта книга — отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 2384 раз./

Виды электромеханических устройств

Статор — понятие и принцип действия

Используют ротор в таких электромеханических устройствах, как двигатели, работающие на постоянном и переменном электрическом токе, генераторы.

Агрегаты, работающие на переменном токе

К таким агрегатам относятся различные электродвигатели. Наиболее распространенная модель данного устройства состоит из следующих частей:

  • Алюминиевый или чугунный ребристый корпус с монтажной коробкой для подключения обмоток статора и ротора;
  • Статор – неподвижная часть в виде полого цилиндра, расположенная внутри корпуса. Обмотка статора состоит из 3 пар расположенных друг напротив друга намотанных в пазы корпуса катушек из медного изолированного провода
  • Цельнометаллический цилиндрический ротор с валом и пазами, в которые впаяны обладающие высокой токопроводящей способностью алюминиевые стержни.


Двигатель, запитываемый от переменного тока Вращается ротор на двух опорных подшипниках, запрессованных на его валу. Охлаждение работающего на больших оборотах электродвигателя происходит, благодаря крыльчатке – небольшому вентилятору, состоящему из множества лопастей и расположенному на одном из концов вала ротора. Также эффективному охлаждению работающего агрегата способствует ребристая структура алюминиевого корпуса.

Принцип работы подобного двигателя заключается в следующем:

  1. При подключении тока к агрегату он попеременно проходит через одну из трех пар катушек статора.
  2. При протекании по парам статорных катушек электрического тока они создают магнитное поле, силовые линии которого пересекают ротор.
  3. Попеременно запитываемые пары катушек создают подвижное магнитное поле, которое по закону электромагнитной индукции провоцирует появление в неподвижных металлических стержнях ротора электрического тока.
  4. Индуцированный ток в роторе приводит к появлению силы, выталкивающей его из магнитного поля статора. Так как частота подачи тока на катушки статора в среднем составляет порядка 30 импульсов в секунду, появившаяся в роторе выталкивающая сила приводит к его вращению с большой скоростью.

Важно! В зависимости от одновременности вращения ротора и порождающего это движение магнитного поля электрический двигатель переменного тока может быть синхронный (ротор агрегата вращается синхронно с магнитным полем статора) и асинхронный (вращение якоря не синхронизировано с движением магнитного поля статора). Первый вид отличается высокой мощностью и надежностью, в то время как второй характеризуется большим разнообразием конструкций и областей применения

Машины постоянного тока

Наиболее распространенный электродвигатель постоянного тока щеточного вида представляет собой электрический агрегат, состоящий из:

  • Чугунного корпуса с ребрами охлаждения и специальным монтажным коробом для подключения обмоток агрегата;
  • Вала из прочной инструментальной стали с двумя подшипниками;
  • Якоря, состоящего из сердечника (набора пластин из специальной электротехнической стали), якорной обмотки (размещенных в пазах сердечника катушек из медного провода);
  • Индуктора, состоящего из полюсов возбуждения с намотанными на них катушками из медного провода;
  • Коллектора – расположенных на валу медных пластин, к которым подключаются выводы катушек якорной обмотки;
  • Подпружиненных графитовых или металлографитовых щеток (щеточной группы).

Охлаждается такой двигатель, как и аналог, работающий от переменного тока, – расположенной на валу крыльчаткой.


Двигатель, работающий от постоянного тока

Важно! В отличие от электродвигателя переменного тока частотой вращения ротора в таком силовом агрегате управляет специальный блок, который при помощи установленного на валу датчика Холла определяет положение ротора и его скорость. Работает подобный агрегат следующим образом:. Работает подобный агрегат следующим образом:

Работает подобный агрегат следующим образом:

  1. На обмотку возбуждения подается напряжение, создавая тем самым постоянное магнитное поле;
  2. Через щетки и коллектор напряжение подается на катушки сердечника якоря – возникающее при этом магнитное поле отталкивается от такого же, образованного индуктором, вследствие чего двигатель начинает вращаться («запускается»);
  3. Впоследствии при вращении через щетки запитываются остальные катушки якорной обмотки, что приводит к равномерному вращению якоря с определённой скоростью.

Останавливают вращение такого агрегата прекращением подачи напряжения на щеточную группу.

Помимо описанных выше электромоторов, к машинам, работающим на постоянном токе, относится также роторный стартер – устройство, необходимое для запуска бензиновых и дизельных автомобильных двигателей внутреннего сгорания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про Skoda
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: