Цель деятельности – ведущий мотиватор
Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.
Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.
Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.
Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?
Типология и классификация
Каждый тип имеет еще несколько подтипов:
- по природе возникновения (национальные, этнические, межгосударственные, социальные, организационные, внутриличностные, семейные);
- по направленности и условиям (участники находятся на одном уровне в какой-либо иерархии или на разных, принадлежат к одной группе или разным);
- по последствия (разрушающие и укрепляющие);
- по количеству участников (внутригрупповые, межгрупповые, межличностные, внутриличностные, между личностью и группой).
В жизни чаще встречаются такие виды:
- Локальный тип. Это военное противоречие, которое без урегулирования превратится в полноценную войну.
- Межличностный конфликт. Это противоречие характеров, взглядов, желаний, интересов двух людей. Возникает как на фоне объективных причин (ограниченность ресурсов), так и на фоне субъективного непринятия.
- Конфликт между личностью и группой. Возникает при несоответствии поведения человека нормам группы. Пример: непринятие ученика одноклассниками.
- Межгрупповой конфликт. Чаще возникает в подростковой, молодежной среде. Пример: противоречие неформальных групп, субкультур, футбольных фанатов.
- Конфликт интересов. Это такое противоречие людей, которое не затрагивает знания, точки зрения.
- Внутренний конфликт. Это противоречие между мотивами, интересами, чувствами, ценностями одной личности. Чаще причина кроется в противоречии социальных ролей. Например, когда роль семьянина требует находиться вечером с семьей, а роль руководителя принуждается задержаться на работе.
Мотивационные потребности
Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. Схема Маслоу состоит из нескольких уровней:
- Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
- Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
- Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
- Духовные потребности в творчестве.
- Познавательные потребности.
- Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
- Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).
Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень потребности человека в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни – все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.
Особенности межличностного конфликта: функции, структура и элементы, динамика.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
- познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
- функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
- инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
- перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие -межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
- разрушением существующей совместной деятельности;
- ухудшением или развалом отношений;
- негативным самочувствием участников;
- низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Позитивные функции | Негативные функции |
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 2. Получение новой информации об оппоненте 3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 4. Стимулирование к изменениям и развитию 5. Снятие синдрома покорности у подчиненных 6. Диагностика возможностей 7. оппонентов 8. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. | 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побежденных группах как о врагах 4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе 5. После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Мотивы профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность играет одну из ключевых ролей в нашей жизни.
Однако плохо мотивированный сотрудник не сможет полностью реализовать свой человеческий ресурс, а также принести предприятию, на котором он работает, максимальную пользу.
Какие же бывают мотивы профессиональной деятельности?
Заработная плата и материальные вознаграждения. Часто именно денежное вознаграждение за профессиональный труд является основополагающим в мотивации работника. Каждый человек желает обладать материальными благами, при этом затрачивая для их достижения определенные усилия. Как правило, заинтересованные в материальном благосостоянии сотрудники предпочитают работать в одиночестве, чтобы получать деньги за свой собственный труд.
Хорошие результаты при таком подходе показывает и организация труда, при котором размер зарплаты прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы.
Комфортная обстановка и приемлемые условия работы. Если работодатель заботится о комфорте своих сотрудников, об организации рабочего места, эффективность последних может значительно возрасти.
Четко изложенные задачи. Некоторые сотрудники предпочитают проработанный регламент действий, когда они могут опираться в своих действиях на заранее прописанные правила
Для них важно действовать согласно уставу, соответствовать принятым нормам и требовать от коллег того же. Другим сотрудникам важна большая свобода действий
Они не нуждаются в регламенте, а, напротив, избегают его. Для них мотивацией является возможность решать поставленную задачу своими методами. Такие сотрудники не любят постоянного контроля над собой, постоянно стремятся к независимости, а иногда специально игнорируют правила, затрачивая на это массу своей энергии.
Социальные контакты. У разных работников может быть различное отношение к социальным контактам на рабочем месте. Для одного типа людей мотивирующим фактором будет являться возможность общения с новыми людьми, они невосприимчивы к шуму, получают положительные эмоции при общении. Другой тип людей будет мотивирован такой работой, которая не требует общения с людьми , например, управление механизмами, работа за компьютером , там, где не требуется контактировать с коллегами.
Признание обществом. Некоторые работники имеют потребность в их одобрении обществом за проделанную работу
Они не столько акцентируют внимание на размер заработной платы, сколько желают, чтобы их труд был замечен другими.
Выполняя свои профессиональные задачи, человек может не только получать материальное вознаграждение за труд, но и удовлетворять свою потребность быть полезным для общества.
Влияние и власть. На профессиональном поприще можно реализовать свою потребность занять определенное место в социальном статусе, получив должность руководителя
Особенно важным мотивационным фактором это становится для тех людей, которые склонны к подчинению себе других людей. С позиции менеджмента такое стремление называют достижением целей посредством усилий других людей.
Самореализация. В данном случае стимулом к труду является реализация сотрудником его навыков и знаний. При этом мотивирует сама возможность выполнения тех или иных действий.
Совершенствование и развитие. Человек стремится к осваиванию новых навыков, у него есть потребность к самосовершенствованию.
Возможность столкнуться с чем-то новым, освоить новые знания также являются важным стимулом к трудовой деятельности работников.
Потребности рождают мотивы, которые побуждают и направляют человека к деятельности определенного рода. Осознавая их, человек ставит перед собой цели, реализация которых в конечном итоге ведет к удовлетворению жизнью и возможности максимально использовать свой потенциал.
Потребности как мотив деятельности:
Компромисс
Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.
Основные действия человека при стратегии «Компромисс»
- Ориентированность на равенство позиций
- Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
- Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
- Стремление к поиску взаимовыгодного решения
Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»
Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны. 5
5
Советы для бесконфликтных продаж
В каждом клиенте вы должны видеть личность и индивидуальность;
Старайтесь понять личные потребности клиента, задавая открытые вопросы
Например “Что для вас важно при выборе данной услуги или продукта? На что вы обращаете внимание?” Ответив на эти вопросы, клиент обязательно проявит свои индивидуальные потребности, не зная которых, вы не сможете его в чем-либо убедить;
Прежде чем вы начнете делать презентацию, убедитесь, что вы правильно определили потребности клиента. Для этого достаточно уточнить или резюмировать его ответы;
Не пытайтесь убедить человека, если вы не понимаете или не знаете, что он в действительности хочет получить от продукта или услуги;
Никуда не торопитесь, будьте последовательны
При взаимодействии с клиентом, продажа прежде всего должна быть в виде диалога
Не надо пытаться рассказать клиенту все, что вы знаете. Благоприятное впечатление вы произведете, только в том случае, если вы выслушаете клиента, поймете и скажите ему то, что он хочет услышать.
Если говорить о конфликтах которые возникают в рабочих процессах, то старайтесь думать и действовать на несколько шагов вперед. Основа любой конфликтной ситуации лежит в разногласии интересов. Постарайтесь понять, что нужно вашему оппоненту и сопоставьте это с вашими интересами.
Благодаря такой проделанной работе заранее, вы сможете быть готовы к развитию любой ситуации и скорее всего сможете избежать конфликта.
Подписывайтесь на новости блога, чтобы получать свежие статьи, первым!
Из каких элементов состоит конфликт
Динамика конфликта и периоды развития
Простыми словами конфликт возникает из сложившей сложной ситуации, к которой подключаются конфликтогены.
Периоды конфликта наблюдаются следующие:
- Латентный – Опасение или понимание, а может быть и просто воображение, что интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона или стороны.
- Стадия открытого конфликта (Эскалация конфликта) – обострение противоборства, при котором каждое последующие разрушительное воздействие оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущее.
- Постконфликтная ситуация – Инструментальное доверие – надежность в выполнении обязательств, учитывающих интересы противоположной стороны, на основе гарантий, закрепленных санкциями. Личностное доверие – отсутствие сомнений в надежности поведения другого участника в ситуации неопределенности
Стратегии поведения в конфликте
В соответствии с исследованиями можно выделить 6 мотивов, опираясь на которые человек вступает во взаимодействие.
- Максимизация общего выигрыша.
- Максимизация своего выигрыша (индивидуализм).
- Максимизация относительного выигрыша.
- Максимизация выигрыша окружающих (альтруизм).
- Минимизация выигрыша других (агрессия).
- Минимизация различия в выигрышах (равенство).
При совпадении или дополнении мотивов общения можно говорить об успешности контактов людей. Когда используются заведомо «проигрышные», с позиции успешности общения, мотивы поведения, то происходит игнорирование интересов партнера по общению. В зависимости от наличия определенных мотивов, выделяют особенности стратегий поведения.
Взаимодействие в качестве процесса можно рассмотреть в виде системы координат (рис. 2). По оси ординат здесь располагаются стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение участниками своих целей, а по оси абсцисс те стратегии, которые концентрируются на достижении целей партнеров по общению.
Рисунок 2. Сетка Томаса — Килмана
В соответствии с этим на каждой шкале можно выделить точку минимума и точку максимума, при этом в зависимости от исходной мотивации участников общения выделяются 5 базовых стратегий поведения.
- Противодействие (П), то есть мотив максимизации своего выигрыша. Человек ориентирован здесь лишь на свои интересы и цели, не учитывает цели партнеров. Здесь можно говорить о конкуренции, силовом решении проблем.
- Избегание (И) определяет мотив минимизации выигрыша другого. Здесь происходит уход от контакта, настоящего взаимодействия, своих целей для исключения выигрышей других.
- Компромисс (К) дает возможность реализации мотива минимизации различий в выигрышах. Сущность этой стратегии состоит в неполном достижении целей участниками взаимодействия ради достижения условного равенства.
- Сотрудничество (С) концентрируется на полном удовлетворении участниками собственных социальных потребностей. Стратегия дает возможность реализации одного из двух мотивов социального поведения человека (кооперация или конкуренция. Сотрудничество — максимально эффективная стратегия во взаимодействии, но очень трудна реализации. Для нее от партнеров по общению требуются существенные психологические усилия по формированию соответствующего климата, разрешению наступающих противоречий, уважение к интересам партнера. В большинстве случаев обучение людей навыкам сотрудничества представляет собой самостоятельную психологическую задачу, решаемую с помощью методов активного социально-психологического обучения.
- Уступчивость (У) ориентируется на реализацию мотива альтруизма. Здесь люди могут жертвовать своими целями для достижения целей партнера. Происходит приспособление к другому человеку и к ситуации в целом.
Управление конфликтами
Любой руководитель способен управлять конфликтом, что порой бывает довольно сложно. Как нет одинаковых конфликтов, так нельзя и выделить единую методику их разрешения. Но существует несколько основных шагов:
- Предоставить необходимую информацию конфликтующим сторонам, исключить ложную или искаженную информацию, устранить слухи, сплетни и др.
- Организовать эффективное общение между конфликтующими сторонами, включая их сторонников.
- Осуществить работу с неформальными лидерами и микрогруппами, укреплять психологический климат в коллективе.
- Решать кадровые вопросы с использованием метода «кнута и пряника», изменять условия межличностного взаимодействия. Здесь можно использовать административные методы, включая переводы на другой участок работы, увольнение и др.
При возникновении межличностного конфликта для начала необходимо выслушать оппонента. Он должен высказаться обо всем, что его волнует, раздражает, что ему не нравится
Важно внимательно выслушать человека, дистанцироваться от собственных отрицательных эмоций, не перебивая. Только так человек сможет понять, что на самом деле волнует оппонента, в чем истинная причина конфликта, как он воспринимает ситуацию и что именно хочет в итоге
Если людей захлестывает волна эмоций, то многие слова могут быть не услышаны. В этом случае лучше дождаться спада эмоций, впоследствии подняв вопрос об истинных причинах конфликта. Часто человека может раздражать одно, а говорить он будет совсем другое. Иногда незначительный повод способен вызвать ураган эмоций, буквально сносящий все кругом. Это происходит по причине того, что настоящая причина конфликта остается в тени. Человек вступает в конфликт тогда, когда задеваются эмоционально значимые для него интересы (например, ревность, предательство, неоправданные ожидания и др.). Эти ощущения можно считать достаточно субъективными. Многие люди предпочитают не озвучивать истинные причины конфликта, но именно ее выявление способно привести к быстрому урегулированию отношений. Иногда, правда, сам человек не понимает, что стоит за его неожиданной вспышкой гнева, поскольку неприятное может не осознаваться.
Отметим, что любой конфликт представляет собой небольшой эпизод, малую часть нашей жизни. По этой причине нет необходимости преувеличивать его значение.
В управлении конфликтами очень важно рассмотреть варианты исходов конфликта, которые очень разные. Снятие конфликта происходит двумя основными путями: снимается инцидент или разрешается конфликтная ситуация
Снятие инцидента представляет собой попытку определенным образом приглушить конфликтную ситуацию. Конфликт в этом случае переводится на этап осознания (без конфликтных действий) или на этап неосознаваемой конфликтной ситуации. Для этого есть несколько способов:
- Обеспечение выигрыша одной из сторон. Здесь происходит полное решение конфликта в случае, когда проигравший полностью принимает свое поражение. На практике ситуация встречается редко, ведь победа одной стороны временное состояние, которое может быть нарушено в момент ближайшего серьезного инцидента.
- Снятие конфликта посредством лжи, что переводит его неосознаваемую форму и дает оппонентам отсрочку в решении своих проблем.
Максимально действенные возможности для разрешения конфликта обусловлены путями разрешения самой конфликтной ситуации с помощью следующих действий:
- Полное физическое (функциональное) разведение участников, когда исчезает сама почва для конфликта. Однако конфликтные отношения бывших оппонентов способны сохраняться еще долго по причине отсутствия их разрешения. Подобный путь редко реализуем в реальной практической жизни.
- Внутреннее переструктурирование образа ситуации, что изменяет внутреннюю систему ценностей и интересов сторон. Здесь объект конфликта становится менее важным, а более важными становятся отношения с оппонентом. Путь представляет собой достаточно сложную работу и требует помощи специалиста- психолога, но именно он способен дать начало конструктивному разрешению супружеского или семейного конфликта.
- Разрешение конфликта с помощью конфронтации к сотрудничеству (близок к предыдущему пункту). Как правило, таким образом решаются деловые конфликты. Метод не затрагивает глубинные отношения, а связан с социальными или материальными интересами людей.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Объективные факторы возникновения конфликтов
Конфликтология рассматривает объективные факторы возникновения конфликтов, к которым относятся определенные обстоятельства социального взаимодействия людей, способствующие столкновению их мнений, интересов и установок. Объективные причины приводят к зарождению конфликтной ситуации.
Причины возникновения конфликтов приведены на рисунке 1. Они настолько разнообразны, что до настоящего времени не существует их строгой классификации.
Рисунок 1. Причины возникновения конфликтов
Среди важных причин можно выделить:
- Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности.
- Слабую степень разработанности нормативно-правовых и других процедур разрешения социальных споров, которые могут возникать при взаимодействии людей.
- Недостаточное количество духовных благ, значимых для нормальной жизнедеятельности человека.
- Образ жизни, который связан с материальной неустроенностью и масштабными, радикальными переменами.
- Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
Конфликты в общественной и индивидуальной деятельности, национально-этнические конфликты, конфликты в сфере управления
Неадекватное представление личности о себе ведет к игнорированию чужого мнения, конфликтности поведения, долгим переживаниям.
В любой момент времени каждый человек может находиться на различном эмоциональном, физическом и интеллектуальном уровне в зависимости от сложившейся ситуации.
Человек может проявить разнообразные реакции на одинаковые воздействия, и это следует учитывать в процессе управленческой деятельности. Не имея длительной практики общения с каким-либо человеком, наиболее трудно достоверно оценить его свойства личности. Необходимо учитывать личностный ресурс человека, готовность изменить представление о себе, восприимчивость ко всему, что несет информацию о его реальном “я”.
Серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями, стремление избегать неопределенных ситуаций, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем в соответствии с исследованиями Р. Парка относятся к признакам маргинального человека.
Правильный подход к людям такого типа позволяет избежать конфликтов.
Разберемся с психологическими причинами выбора субъектом стратегии конфликта:
- противоборства;
- компромисса;
- сотрудничества;
- ухода.
В основе выбора субъектом конфликта стратегии противоборства лежат следующие психологические причины:
- высокая степень произвольной активности;
- осознание своей личной значимости для других людей;
- стремление подавить активность партнеров;
- желание подчинить своему мнению других людей.
В основе выбора субъектом конфликта стратегии компромисса лежат следующие психологические причины:
- стремление привлечь на свою сторону партнера;
- привычка считаться с мнением других людей и руководства;
- стремление подавить активность партнеров;
- боязнь ответственности за невыполнение решения.
В основе выбора субъектом конфликта стратегии сотрудничества лежат следующие психологические причины:
- высокая степень произвольной активности;
- положительная мотивация достижения успехов в деятельности;
- действие положительных социальных установок;
- уважение интересов партнеров по делу;
- боязнь ответственности за невыполнение решения.
В основе выбора субъектом конфликта стратегии ухода лежат следующие психологические причины:
- боязнь принятия решения;
- незнание вопроса, связанного с выбором целей и средств их достижения;
- неспособность прийти к соглашению с партнером;
- боязнь ответственности за невыполнение решения.
Существуют следующие типы внутриличностных конфликтов:
- сближение — сближение;
- сближение — избегание;
- избегание — избегание;
- двойное сближение — избегание.
Покажем критерии, приводящие к перечисленным типам внутриличностных конфликтов.
Ситуация, когда из имеющихся двух объектов, обладающих положительным характером, человек должен выбрать один, причем нельзя обладать или стремиться к обоим, может привести к внутриличностному конфликту типа сближение — сближение.
Ситуация, когда из-за хорошо оплачиваемой работы нужно переезжать в город, который не нравится, может привести к внутриличностному конфликту типа сближение — избегание.
Ситуация, когда сотрудник должен решать, согласиться ли ему на перевод в другой город или уволиться из данной организации, может привести к внутриличностному конфликту типа избегание — избегание.
Ситуация, когда сотрудник дважды меняет вид деятельности в ущерб и на пользу себе, может привести к внутриличностному конфликту типа двойное сближение — избегание.
Рекомендуемые файлы
FREE
Емельянов С.М. — Практикум по конфликтологии
Конфликтология
FREE
Лекции с презентациями и видео
Социальная конфликтология
FREE
Психология конфликта
Конфликтология
Реферат по теме «Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия»
Конфликтология
Конфликтология Тема 2
Конфликтология
Агрессивность как психологическая основа конфликта
Конфликтология
Выбор стратегии в конфликте определяется отношением к другому человеку.
Стратегии взаимодействия:
- Конструктивные. Конструктивная форма обладает следующими характеристика (Сидоренко):
·Не должна быть разрушительной для личностей, участвующих во взаимодействии и их отношений;
·Конструктивное влияние должно быть психологически корректным, т.е. учитывать психологические особенности партнера и ситуации; использовать правильные приемы воздействия;
·Должна удовлетворить потребности обеих сторон.
- Деструктивные.
В борьбе оппонент рассматривается как средство достижения своих целей, а не самой целью.
Орлова, Фелонов выделили механизмы влияния в конфликтной ситуации:
- Демонстрационное усиление собственных ресурсов;
- Выжидание;
- Риск;
- Принуждение;
- Ложные маневры;
- Дезинформация.
Корик выделили 2 типа приемов психологического давления:
- Приемы использования в своих целях мотивов оппонента;
- Создание угрозы Я – концепции оппонента (манипулирование чувством страха).
Психологическое давление связано с созданием для партнера ситуации выбора между достижением его целей в конфликте и удовлетворением мотивов.
Гришина выделила способы давления (в организации):
1.Психологическая редукция (проблемы человека объясняются его сплоченностью).
2.Подчеркивание того, что человек ставит собственные инстинкты выше интересов коллектива.
Лекция «2.7 Функции конфликта по отношению к социальному целому» также может быть Вам полезна.
3.Человек преследует корыстные интересы.
Деструктивные приемы в конфликте:
- Запугивание и угрозы.
- Унижение партнера, оскорбления в его адрес.
- Ссылки на свой авторитет, отрицание авторитета партнера.
- Уклонение от обсуждения проблемы.
- Лесть.
Доценко выделил признаки манипуляции:
- Отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей.
- Стремление получить односторонний выигрыш.
- Скрытый характер воздействия.
- Использование психологической силы, «игра на слабостях».
Агонистический принцип – принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил; принцип честного соревнования, который предполагает уважение к оппоненту.
=> спор, но не личностная ссора; борьба по правилам, а не грубая агрессивность; уважение человеческого достоинства.
Как проявляется личностный конфликт?
Психологической наукой выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели:
Эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и психоэмоциональное напряжение.
ПРИМЕР: Депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.
Когнитивная сфера. В когнитивной сфере внутриличностный конфликт проявляется через нарушения в восприятии человеком себя.
ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.
Поведенческая сфера. В поведенческой сфере внутриличностный конфликт проявляется через отрицательные изменения в поведении человека.
ПРИМЕР: Отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п.
Интегральные показатели. Комплексные нарушения в психике человека.
ПРИМЕР: Усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п.
Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.
Какие типы и виды конфликтов существуют
В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:
- Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
- Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.
Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.
Существуют три ранга, по которым характеризуют субъектов инцидента. К ним относятся такие типы, как:
- первый – частные лица;
- второй – группы или социальные объединения;
- третий – общественные союзы и организации.
Наивысшим рангом обладают госструктуры, представляющие закон.
Ранги объектов конфликта
Конфликты не всегда имеют деструктивный характер. Позитивная нота присутствует во всех противостояниях. Инциденты позволяют узнать расстановку сил в обществе, определить и вскрыть проблемные темы. Конфликтная ситуация – это импульс для дальнейшего формирования общества. Выяснение межличностных отношений – шаг к следующей ступени их развития.
Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов
Большинство сотрудников воспринимают своего руководителя очень часто как “трудного” из-за нарушения этических правил взаимоотношений.
При невыполнении этических правил критикующей стороны критика чаще всего ведет к возникновению стресса у критикующего, поэтому к этому “горькому” лекарству нужно подходить со знанием дела.
В наименьшей степени приветствуется возникновение конфликтов или стрессов при невыполнении норм и правил взаимоотношений.
К возникновению конфликта сторон, участвующих в процессе делегирования полномочий, ведет поспешное и неподготовленное принятие метода делегирования.
Психологическими причинами конфликтов в организации являются недоверие руководителя к своим подчиненным, неприязнь между руководителем и членами группы.
Начатая, но не завершенная попытка пресечения конфликта существенно обостряет конфликт, не устраняет основание столкновения, наносит серьезный ущерб авторитету того, кто предпринимает такую попытку. Чем однороднее выполняемая в структурных подразделениях работа, тем меньше возникает условий для появления конфликта, меньше нагрузка на руководителя в связи с необходимостью регулирования и координации деятельности подчиненных.
К источникам ресурсных конфликтов в организации можно отнести: ограниченность ресурсов, нарушение принципа справедливости и целесообразности в распределении ресурсов.
К источникам инновационных конфликтов в организации можно отнести: изменения в организационной структуре, ошибки в распределении функций, нарушение привычных норм, правил, взаимоотношений, соответствия квалификации работников инновационным изменениям.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время
Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются
Cтатистика На весь экран
Из нашего следующего урока вы узнаете о том, какие существуют методы разрешения и урегулирования конфликтов, а также о наиболее эффективном среди них методе – методе переговоров.