Технические характеристики
Установка и последующая работа электродвигателя АИР обязательно отстраивается от механической нагрузки подключаемой на его вал, условий подключения и эксплуатации. Технические характеристики электрической машины выбираются в соответствии с вышеперечисленными параметрами. Характеристики двигателя также указаны в паспорте или на шильде.
К основным техническим данным относятся:
- Мощность – определяет количество перерабатываемой электроэнергии, для электродвигателей АИР этот параметр находится в пределах от 0,12 до 315кВт.
- Питающее напряжение – в определенной степени зависит от схемы соединения обмоток. Электродвигатели АИР могут соединятся как звездой, так и треугольником, поэтому напряжение указывается для обоих способов – 220/380 или 380/660В.
- Скорость вращения – это число оборотов за единицу времени, для марки АИР может находиться в пределах от 750об/мин до 3000об/мин.
- КПД – определяет соотношение между израсходованной энергией и произведенной работой.
- Допустимый температурный режим – как правило, составляет от – 40 до + 45ºС.
- Вид монтажа – всего существует три способа для электродвигателя АИР: IM1081 – на станину (горизонтально), IM2081 и на станину, и на фланец (и горизонтально, и вертикально), IM3081 только на фланец (вертикально). Пример вариантов основного исполнения приведен на рисунке ниже:
Рис. 3. Способ монтажа электродвигателя АИР
- Электрические и магнитные потери – определяются напряжением холостого хода и током КЗ.
- Геометрические размеры – указывают основные габариты и расстояния от элементов электрической машины до ближайших деталей, вместе с которыми двигатели применяются.
- Степень пыле- влагозащищенности – обозначается двумя латинскими буквами IP и парой цифр, одна из которых определяет устойчивость к пыли, а вторая к влаге.
Общепромышленное назначение некоторых из них предусматривают технические особенности, которые указываются соответствующими буквами, с которыми двигатели выпускаются:
- Б – обеспечивает работу в условиях высокой температуры;
- В – встраиваемые электрические машины;
- С – с увеличенным параметром скольжения;
- Е – с функцией принудительного торможения ротора.
- Е2 – с ручным управлением торможением.
- ЗЕ – трехфазное устройство для подключения в однофазную сеть.
- Ж – для насосных установок.
- РЗ – в моторно-редукторных приспособлениях.
- Ш – общепромышленные электродвигатели швейной отрасли.
- П – с монтажной характеристикой высокой точности.
- Ф – маслоустойчивого исполнения.
- А – используемые на атомных электростанциях.
- Х2 – повышенной химической устойчивости.
Чем отличаются электродвигатели АИР от АИС?
Импортный электромотор с маркировкой АИС изготавливается по немецким стандартам DIN. Электромотор АИР соответствует российскому стандарту ГОСТ и при одинаковой с АИС частоте вращения отличается от него меньшими размерами и большей мощностью (на 1-2 шага).
Электромоторы АИР являются промышленными асинхронными двигателями переменного тока. Они надежны, их характеристики: простая конструкция, отсутствие подвижных контактов и легкость ремонта. Кроме того, они относительно недороги и доступны, поскольку всегда имеются в наличии.
Чем еще отличаются электродвигатели АИР от АИС? Электромоторы АИС трудно приобрести, они редко бывают в продаже, а, между тем, стоят в разы дороже АИР. Заменяя мотор АИС на аналогичный АИР, надо принимать в расчет то, что габариты этих двигателей и их мощности не совпадают. Из-за разницы в размерах приходится дорабатывать приводимое оборудование. Чтобы не вносить коррективы в основную конструкцию, можно попытаться подобрать электродвигатель АИР с большей мощностью, поскольку именно разница в привязках к мощности и осложняет замену.
Соответственно, когда необходима срочная замена электромотора АИС, RA, 6A или другого зарубежного варианта на отечественный, следует руководствоваться таблицами, приводимыми на многих сайтах. В них указываются размеры подсоединений, на которые можно ориентироваться при переходе со стандартов DIN на ГОСТ,
Габаритно-присоединительные размеры электродвигателей АИР
Для просмотра подробных размеров и тех. данных кликните на марку электродвигателя в этой таблице . Габаритные размеры приведены без упаковки для монтажного исполнения IM2081 (лапы+фланец) и могут незначительно различаться в зависимости от завода-изготовителя.
Электро-двигатель | Габаритные разм.,мм | Присоединительные размеры по ГОСТ31606, мм | Прочие | ||||||||||||||
l30 | h31 | d24 | d10(K) | l1(E) | l10(B) | l31(C) | b10(A) | d1(D) | h(H) | d20(M) | d25(N) | d24(P) | d22(S) | n | h5 | b1 | |
АИР56А,В | 218 | 148 | 140 | 5,8 | 23 | 71 | 36 | 90 | 11 | 56 | 115 | 95 | 140 | 10 | 4 | 12,5 | 4 |
АИР63А,В | 237 | 161 | 160 | 5,8 | 30 | 80 | 40 | 100 | 14 | 63 | 130 | 110 | 160 | 10 | 4 | 16 | 5 |
АИР71А,В | 273 | 188 | 200 | 7 | 40 | 90 | 45 | 112 | 19 | 71 | 165 | 130 | 200 | 12 | 4 | 21,5 | 6 |
АИР80А2-8 | 300 | 207 | 200 | 10 | 50 | 100 | 50 | 125 | 22 | 80 | 165 | 130 | 200 | 12 | 4 | 24,5 | 6 |
АИР80В2-8 | 320 | 207 | 200 | 10 | 50 | 100 | 50 | 125 | 22 | 80 | 165 | 130 | 200 | 12 | 4 | 24,5 | 6 |
АИР90L2-8 | 350 | 217 | 250 | 10 | 50 | 125 | 56 | 140 | 24 | 90 | 215 | 180 | 250 | 15 | 4 | 27 | 8 |
АИР100S2,4 | 376 | 227 | 250 | 12 | 60 | 112 | 63 | 160 | 28 | 100 | 215 | 180 | 250 | 15 | 4 | 31 | 8 |
АИР100L2-8 | 420 | 277 | 250 | 12 | 60 | 140 | 63 | 160 | 28 | 100 | 215 | 180 | 250 | 15 | 4 | 31 | 8 |
АИР112М2-8 | 475 | 297 | 300 | 12 | 80 | 140 | 70 | 190 | 32 | 112 | 265 | 230 | 300 | 15 | 4 | 35 | 10 |
АИР132S4-8 | 510 | 345 | 350 | 12 | 80 | 140 | 89 | 216 | 38 | 132 | 300 | 250 | 350 | 19 | 4 | 41 | 10 |
АИР132М2-8 | 498 | 325 | 350 | 12 | 80 | 178 | 89 | 216 | 38 | 132 | 300 | 250 | 350 | 19 | 4 | 41 | 10 |
АИР160S2 | 625 | 435 | 350 | 15 | 110 | 178 | 108 | 254 | 42 | 160 | 300 | 250 | 350 | 19 | 4 | 45 | 12 |
АИР160S4-8 | 625 | 435 | 350 | 15 | 110 | 178 | 108 | 254 | 48 | 160 | 300 | 250 | 350 | 19 | 4 | 51,5 | 14 |
АИР160М2 | 670 | 435 | 350 | 15 | 110 | 210 | 108 | 254 | 42 | 160 | 300 | 250 | 350 | 19 | 4 | 45 | 12 |
АИР160М4-8 | 670 | 435 | 350 | 15 | 110 | 210 | 108 | 254 | 48 | 160 | 300 | 250 | 350 | 19 | 4 | 51,5 | 14 |
АИР180S2 | 700 | 460 | 400 | 15 | 110 | 203 | 121 | 279 | 48 | 180 | 350 | 300 | 400 | 19 | 4 | 51,5 | 14 |
АИР180S4 | 700 | 460 | 400 | 15 | 110 | 203 | 121 | 279 | 55 | 180 | 350 | 300 | 400 | 19 | 4 | 59 | 16 |
АИР180М2 | 740 | 460 | 400 | 15 | 110 | 241 | 121 | 279 | 48 | 180 | 350 | 300 | 400 | 19 | 4 | 51,5 | 14 |
АИР180М4-8 | 740 | 460 | 400 | 15 | 110 | 241 | 121 | 279 | 55 | 180 | 350 | 300 | 400 | 19 | 4 | 59 | 16 |
АИР200М2 | 775 | 505 | 450 | 19 | 110 | 267 | 133 | 318 | 55 | 200 | 400 | 350 | 450 | 19 | 8 | 59 | 16 |
АИР200М4-8 | 775 | 505 | 450 | 19 | 140 | 267 | 133 | 318 | 60 | 200 | 400 | 350 | 450 | 19 | 8 | 64 | 18 |
АИР200L2 | 775 | 505 | 450 | 19 | 110 | 305 | 133 | 318 | 55 | 200 | 400 | 350 | 450 | 19 | 8 | 59 | 16 |
АИР200L4-8 | 775 | 505 | 450 | 19 | 140 | 305 | 133 | 318 | 60 | 200 | 400 | 350 | 450 | 19 | 8 | 64 | 18 |
АИР225М2 | 835 | 535 | 550 | 19 | 110 | 311 | 149 | 356 | 55 | 225 | 500 | 450 | 550 | 19 | 8 | 59 | 16 |
АИР225М4-8 | 865 | 535 | 550 | 19 | 140 | 311 | 149 | 356 | 65 | 225 | 500 | 450 | 550 | 19 | 8 | 69 | 18 |
АИР250S2 | 880 | 590 | 550 | 24 | 140 | 311 | 168 | 406 | 65 | 250 | 500 | 450 | 550 | 19 | 8 | 69 | 18 |
АИР250S4-8 | 880 | 590 | 550 | 24 | 140 | 311 | 168 | 406 | 75 | 250 | 500 | 450 | 550 | 19 | 8 | 79,5 | 20 |
АИР250М2 | 905 | 590 | 550 | 24 | 140 | 349 | 168 | 406 | 65 | 250 | 500 | 450 | 550 | 19 | 8 | 69 | 18 |
АИР250М4-8 | 905 | 590 | 550 | 24 | 140 | 349 | 168 | 406 | 75 | 250 | 500 | 450 | 550 | 19 | 8 | 79,5 | 20 |
АИР280S2 | 1110 | 660 | 660 | 24 | 140 | 368 | 190 | 457 | 70 | 280 | 600 | 550 | 660 | 24 | 8 | 74,5 | 20 |
АИР280S4-10 | 1110 | 660 | 660 | 24 | 170 | 368 | 190 | 457 | 80 | 280 | 600 | 550 | 660 | 24 | 8 | 85 | 22 |
АИР280М2 | 1180 | 660 | 660 | 24 | 140 | 419 | 190 | 457 | 70 | 280 | 600 | 550 | 660 | 24 | 8 | 74,5 | 20 |
АИР280М4-10 | 1180 | 660 | 660 | 24 | 170 | 419 | 190 | 457 | 80 | 280 | 600 | 550 | 660 | 24 | 8 | 85 | 22 |
АИР315S2 | 1290 | 765 | 660 | 28 | 140 | 406 | 216 | 508 | 75 | 315 | 600 | 550 | 765 | 24 | 8 | 79,5 | 20 |
АИР315S4-10 | 1290 | 765 | 660 | 28 | 170 | 406 | 216 | 508 | 90 | 315 | 600 | 550 | 765 | 24 | 8 | 95 | 25 |
АИР315М2 | 1325 | 765 | 660 | 28 | 140 | 457 | 216 | 508 | 75 | 315 | 600 | 550 | 765 | 24 | 8 | 79,5 | 20 |
АИР315М4-10 | 1325 | 765 | 660 | 28 | 170 | 457 | 216 | 508 | 90 | 315 | 600 | 550 | 765 | 24 | 8 | 95 | 25 |
АИР355S2 | 1520 | 1005 | 800 | 28 | 170 | 500 | 254 | 610 | 85 | 355 | 740 | 680 | 800 | 24 | 8 | 90 | 22 |
АИР355М2 | 1580 | 1005 | 800 | 28 | 170 | 560 | 254 | 610 | 85 | 355 | 740 | 680 | 800 | 24 | 8 | 90 | 22 |
АИР355S4-10 | 1560 | 1005 | 800 | 28 | 210 | 500 | 254 | 610 | 100 | 355 | 740 | 680 | 800 | 24 | 8 | 108 | 28 |
АИР355М4-10 | 1620 | 1005 | 800 | 28 | 210 | 560 | 254 | 610 | 100 | 355 | 740 | 680 | 800 | 24 | 8 | 108 | 28 |
Наверх
Присоединительные размеры и технические характеристики аналогичны маркам 5АМ, 5А, 5АИ, АДМ, АМ, 5АМХ и другим эл-двигателям изготовленных в соответствии с ГОСТ 31606.
Замена электромоторов с фланцевым подсоединением
Для электромотора АИР токарь может изготовить подходящий переходный фланец с размерами его наружной стороны, соответствующими DIN. Например, при замене импортного электромотора АИС 180 М2 мотором АИР 180 S2 с такой же мощностью последний будет отличаться размерами. В таком случае рекомендуется использовать электромотор АИР 180 М2, который, хотя обладает большей мощностью, лучше подходит по размерам.
Мощности далеко не всегда зависят от размеров электродвигателей, но, тем не менее, габариты электромотора могут быть одним из требований заказчика.
Итак, подводя итоги, следует отметить следующие преимущества отечественных двигателей:
- недорогая стоимость;
- широкое распространение и, следовательно, возможность их быстрого приобретения;
- конструкция, адаптированная под российские стандарты, соответственно, простота ремонта (запчасти также всегда в наличии).
Рассмотренные в данной статье различия АИС и АИР позволят упростить и удешевить реализацию их взаимозаменяемости.
Параметры электродвигателя №1: мощность
В паспортных данных указывается номинальная активная мощность, потребляемая из сети при номинальной нагрузке на валу. Для производства измерений нужно нагрузить электродвигатель, испытывая его со штатной нагрузкой (в составе устройства, для привода которого он предназначен).
Для измерений можно использовать электросчетчик. Для этого нужно подключить электродвигатель в качестве единственной нагрузки на счетчик на время, засекаемое по секундомеру.
Для удобства расчетов двигатель подключается на время, равное 10 минутам. До подключения и через 10 минут со счетчика снимаются показания. Разность показаний в кВт∙ч, поделенная на 60/10=6, и будет равна мощности электродвигателя в киловаттах.
Некоторые электронные счетчики имеют функцию измерения мгновенной мощности, при этом задача упрощается. Нужно при работающем двигателе зайти в меню измерений счетчика и найти в нем искомое значение.
Технические характеристики
Двигатели серии АИР относятся к асинхронным электрическим агрегатам переменного тока с несколькими ступенями частоты вращения. Количество частот может быть изменено путем переключения обмотки на нужное количество полюсов. Эти механизмы изготавливаются в двух вариантах. В первом случае станина и щиты – чугунные, а во втором – щиты чугунные, а для станины использован алюминиевый сплав.
Технические характеристики, которые представляет таблица, тесно связаны с принципом действия этих устройств. В основе работы двигателей АИР лежит электромагнитное взаимодействие между статором и ротором. Кроме этих двух элементов в конструкцию любого агрегата входят передний и задний щиты подшипников, вентилятор, вводное устройство и кожух. Для всыпной обмотки статора использован медный провод, покрытый эмалью, а ротор представляет собой сердечник, насаженный на вал. Короткозамкнутая обмотка ротора изготовлена из алюминия или его сплавов. Щиты подшипников могут быть чугунными или из алюминиевого сплава.
Многие электродвигатели серии АИР выпускается в основном исполнении, а также в различных модификациях, в соответствии с условиями окружающей среды. У некоторых моделей присутствует повышенный пусковой момент, имеются дополнительные устройства в виде фазного ротора или встроенного электромагнитного тормоза. Довольно часто требуются агрегаты с точными установочными размерами, с высокой и повышенной точностью, с повышенным скольжением и множеством скоростей.
Все эти факторы влияют на размеры электродвигателей АИР, которые существенно различаются из-за конструктивных особенностей. При необходимости выпускаются агрегаты узкоспециального назначения, применяемые в специфических производственных процессах.
Двигатели серии АИР работают при переменном токе напряжением 220, 380 и 660 вольт, с частотой тока в пределах 50-60 Гц.
Общие технические характеристики этих механизмов включают также способ их монтажа. В связи с этим они выпускаются в разных вариантах:
- С лапами и щитами подшипников.
- С лапами, щитами подшипников и фланцем, установленным со стороны привода.
- Без лап, со щитами подшипников и фланцем, установленным со стороны привода.
Маркировка электродвигателей
Подключение асинхронного электродвигателя
Крановые электродвигатели
Тяговый электродвигатель: назначение и применение
Формула КПД электродвигателя
Принцип работы электродвигателя
Электродвигатели серии АИР, информация в маркировке
Асинхронные электродвигатели (далее — АД
) этой унифицированной серии (АИ) пришли на смену электрическим машинам более ранних серий 4А, 4АМ и их модификаций.
По аналогии с последними, серия АИ включает в себя электродвигатели с диапазонами по мощности 0,06-315 кВт, по высоте оси вращения (расстоянию от нижней поверхности лап до центра вала) 50-355 мм и имеющие ряд номинальных частот вращения 750-3000 об/мин.
Маркировка
. Данные маркировки содержат сведения о номинальных значениям различных технических параметров, конструктивном исполнении, способу монтажа электродвигателей.
1
— единая серияАД (А — асинхронный, И — унифицированная серияАД в рамках Интерэлектро);
2
— определение варианта системы привязки мощности электрической машины к установочно-присоединительным размерам (С или Р — согласно стандарту Р 51689 или в соответствии с нормами CENELEC-DOCUMENT, док-т 28/64 и DIN 42673, DIN 42677);
3
— буквенный индекс модификации, марка может содержать и более одного обозначения (С — имеющие повышенное скольжение, X-P — отличающиеся повышенным пусковым моментом);
4
— габарит двигателя или высота оси вращения (расстояние от оси ращения — центра вала до его опорной плоскости — нижней поверхности лап). ГОСТом 13267-73 определен стандартный ряд значений высот вращения от 25 до 1000 мм.
Для фланцевых АД
и машин, имеющих специальные виды крепления принято брать условное значение высоты вращения (до условной опорной ее плоскости), округляемой в меньшую сторону до ближайшего значения, определенного упомянутым выше стандартом;
5
— буквенный индекс установочного размера по длине станины (S, M или L — аббревиатура от англ. Short, Medium и Long);
6
– длина сердечника статора (A, B, C, D), при отсутствии буквы следует понимать, что при данном установочном размере выполняется только одна длина сердечника;
7
– число полюсов электрической машины (2, 4, 6, 8, 4/2, 6/4, 8/4);
8
— индекс конструктивной модификации двигателя:
Б
— в модификации предусмотрена температурная защита,П — имеющие повышенную точность установочных размеров,Е/Е2 — снабженные эл. магнитным тормозом/эл. магнитным и ручным тормозом,Ж – двигатели, предназначенные для моноблочных насосов;РЗ – для использования в мотор-редукторах,Х2 – химически стойкого исполнения;
9
— индекс климатического исполнения (У ,ХЛ ,УХЛ ,ТВ ,ТС ,Т ,ТМ ,М ,О ,В ) и категория размещения (от 1 до 5), определенных в ГОСТ 15150.
Нюансы по эксплуатации
В случае установки и последующего использования электродвигателей АИР основного исполнения важно соблюдать и учитывать в работе некоторые нюансы, указанные заводом изготовителем, а именно:
Электродвигатель обязательно должен подключаться через систему защиты от токов короткого замыкания, перегрева, обрыва фаз, перегрузок и т.д.
При выполнении монтажных работ или подключения электродвигателя АИР важно обеспечивать приток воздушного потока для охлаждения, сам кожух должен отодвигаться от препятствий не менее чем на 20мм.
В случае сопряжений, вал электродвигателя АИР выставляется соосно с нагрузкой.
Несмотря на способ подключения обязательно производится последующая балансировка нагрузки на валу.
Важно учитывать, что балансировка ротора осуществляется без шпонок.
Пусковой ток электродвигателя
В момент запуска вал электродвигателя неподвижен. Чтобы его раскрутить, нужно усилие, превышающее номинальное. Поэтому и ток при пуске превышает номинальный. При раскручивании вала ток плавно уменьшается.
Пусковые токи мешают работе электрооборудования, вызывая резкие провалы напряжения. При запуске мощных агрегатов могут даже отпадать пускатели других электродвигателей, гаснуть лампы ДРЛ.
Электрические двигатели сегодня используются в различных технических средствах и оборудовании, потому многих пользователей интересует, как определить мощность и ток электродвигателя? Производители двигателей оснащают свои товары специальными таблицами, устанавливаемыми на корпусах устройств. Эти таблички содержат в себе исчерпывающую информацию о технических характеристиках устройства: марка, номинальный рабочий ток, мощность, частота вращения, КПД, тип двигателя и т.д. Все эти данные содержатся также в технической документации на электродвигатели.
Из всех характеристик двигателей, для пользователей наибольшее значение имеют потребляемый ток и мощность. Эти данные позволяют определить сечение и пропускную способность электрических кабелей, которые необходимо использовать для подключения оборудования, выбрать подходящие по номиналам устройства безопасности – УЗО и автомат.
Несмотря на то, что в большинстве случаев с поиском технических характеристик двигателей не возникает никаких проблем, иногда техническая документация и таблички на устройствах отсутствуют. Подобные проблемы вынуждают пользователей искать другие варианты определения мощности, тока и других параметров работы электродвигателя.
Технические характеристики
Двигатели серии АИР относятся к асинхронным электрическим агрегатам переменного тока с несколькими ступенями частоты вращения. Количество частот может быть изменено путем переключения обмотки на нужное количество полюсов. Эти механизмы изготавливаются в двух вариантах. В первом случае станина и щиты – чугунные, а во втором – щиты чугунные, а для станины использован алюминиевый сплав.
Технические характеристики, которые представляет таблица, тесно связаны с принципом действия этих устройств. В основе работы двигателей АИР лежит электромагнитное взаимодействие между статором и ротором. Кроме этих двух элементов в конструкцию любого агрегата входят передний и задний щиты подшипников, вентилятор, вводное устройство и кожух. Для всыпной обмотки статора использован медный провод, покрытый эмалью, а ротор представляет собой сердечник, насаженный на вал. Короткозамкнутая обмотка ротора изготовлена из алюминия или его сплавов. Щиты подшипников могут быть чугунными или из алюминиевого сплава.
Многие электродвигатели серии АИР выпускается в основном исполнении, а также в различных модификациях, в соответствии с условиями окружающей среды. У некоторых моделей присутствует повышенный пусковой момент, имеются дополнительные устройства в виде фазного ротора или встроенного электромагнитного тормоза. Довольно часто требуются агрегаты с точными установочными размерами, с высокой и повышенной точностью, с повышенным скольжением и множеством скоростей.
Все эти факторы влияют на размеры электродвигателей АИР, которые существенно различаются из-за конструктивных особенностей. При необходимости выпускаются агрегаты узкоспециального назначения, применяемые в специфических производственных процессах.
Двигатели серии АИР работают при переменном токе напряжением 220, 380 и 660 вольт, с частотой тока в пределах 50-60 Гц.
Общие технические характеристики этих механизмов включают также способ их монтажа. В связи с этим они выпускаются в разных вариантах:
- С лапами и щитами подшипников.
- С лапами, щитами подшипников и фланцем, установленным со стороны привода.
- Без лап, со щитами подшипников и фланцем, установленным со стороны привода.
Подключение асинхронного электродвигателя
Маркировка электродвигателей
Крановые электродвигатели
Как проверить электродвигатель: этапы проверки и выяснение неисправностей
Тяговый электродвигатель: назначение и применение
Формула КПД электродвигателя
Сравниваем габаритные размеры
Если нет таблички или на ней сложно что-то прочитать, то можно определить мощность асинхронного электродвигателя без паспорта по габаритам, а именно по диаметру вала.
Этот способ определения используют на практике чаще остальных, поскольку нужно только измерить вал штангенциркулем и не нужно подключение к сети. После измерения диаметра, полученные значения сравнивают с таблицей и определяют приблизительную мощность. Такой способ позволяет получить достаточно точные характеристики без бирки. Таблица для этого приведена ниже.
Такой способ определения мощности электродвигателя по габаритам (по ротору) подходит как для трёхфазных, так и однофазных асинхронных двигателей
Обратите внимание «P» указана в кВт (киловатты), как принято в электротехнике, а не как в физике — в ваттах
Если вам по каким-то причинам не подходят данные из этой таблицы, то есть другой способ узнать мощность электродвигателя по габаритным размерам, нужно измерить:
- диаметр вала;
- частоту его вращения (число пар полюсов);
- крепежные размеры;
- диаметр фланца или ширину крепежных лап;
- высота до центра вала;
- длина мотора (без выступающей части вала).
И сравнить эти данные с размерами электромашин единой серии 4А, АИР, А, АО. Их можно найти в разных справочниках или каталогах компаний, которые их производят.
Чтобы определить мощность двигателя распространенной серии АИР по крепежным отверстиям на лапах, воспользуйтесь этой таблицей.
Для определения мощности электродвигателя по диаметру фланца (D20) и диаметру крепежных отверстий фланца (D22) используйте следующие данные:
Со временем и практикой вы научитесь приблизительно определять мощность двигателя по внешнему виду, мысленно сравнивая с теми, которыми сталкивались раньше, но для этого нужно знать ряд стандартных номиналов электродвигателей: 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,0; 4,0; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75 кВт.
0,37 КВТ
1000 об/мин | DIN | ГОСТ | ГОСТ |
---|---|---|---|
Тип электродвигателя | АIS80А6 | АИР71А6 | АИР 80 А6 |
Мощность Р, кВт | 0,37 кВт | 0,37кВт | 0,75 кВт |
Синхронная частота, об/мин | 1000 | 1000 | 1000 |
Габарит, h | 80 | 71 | 80 |
Диаметр вала d1, мм | 19 | 19 | 22 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 125 | 112 | 125 |
Крепление лап по длине L10, мм | 100 | 90 | 100 |
Крепление фланца по центрам d20, мм | 165 | 165 | 165 |
«Замок фланца» d25, мм | 130 | 130 | 130 |
1500 об/мин | DIN | ГОСТ | ГОСТ |
Тип электродвигателя | АIS71В4 | АИР63В4 | АИР71А4 |
Мощность Р, кВт | 0,37 кВт | 0,37кВт | 0,55 кВт |
Синхронная частота, об/мин | 1500 | 1500 об/мин | 1500 об/мин |
Габарит, h | 71 | 63 | 71 |
Диаметр вала d1, мм | 14 | 14 | 19 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 112 | 100 | 112 |
Крепление лап по длине L10, мм | 90 | 80 | 90 |
Крепление фланца по центрам d20, мм | 130 | 130 | 165 |
«Замок фланца» d25, мм | 110 | 110 | 130 |
3000 об/мин | DIN | ГОСТ | ГОСТ |
Тип электродвигателя | АIS71А2 | АИР63А2 | АИР71А2 |
Мощность Р, кВт | 0,37 кВт | 0,37 кВт | 0,75 кВт |
Синхронная частота, об/мин | 3000 | 3000 | 3000 |
Габарит, h | 71 | 63 | 71 |
Диаметр вала d1, мм | 14 | 14 | 19 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 112 | 100 | 112 |
Крепление лап по длине L10, мм | 90 | 80 | 90 |
Крепление фланца по центрам d20, мм | 130 | 130 | 165 |
«Замок фланца» d25, мм | 110 | 110 | 130 |
Расшифровка маркировки
Рис. 2. Пример обозначения на шильде Как и любой аппарат, электродвигатели АИР выпускаются с различными рабочими параметрами, которые отображаются и в паспортных данных, и в его маркировке.
Рассмотрим расшифровку одного из агрегатов серии АИР:
АИР 80 А 4 У2 ІМ2081 IP54
Здесь маркировка электрического двигателя обозначает следующие данные:
- АИР – указывает на марку (А – асинхронный, ИР – изготовлен согласно стандарта Интерэлектро);
- 80 – величина высоты оси, выраженная в миллиметрах, электродвигатели АИР изготавливаются с габаритами от 56 до 355мм;
- А – длина вала, в данном типе электрической машины обозначение выполняется буквами по порядку от наименьшего к большему;
- 4 – количество полюсов, которое определяет возможную частоту вращения;
- У2 – климатическое исполнение, определяющих допустимые параметры типа двигателя;
- ІМ2081 – способ монтажа, определяющий способ установки привода механизма по отношению к рабочей поверхности;
- IP54 – степень пыле и влагозащищенности устройства.
Технические характеристики
Установка и последующая работа электродвигателя АИР обязательно отстраивается от механической нагрузки подключаемой на его вал, условий подключения и эксплуатации. Технические характеристики электрической машины выбираются в соответствии с вышеперечисленными параметрами. Характеристики двигателя также указаны в паспорте или на шильде.
К основным техническим данным относятся:
- Мощность – определяет количество перерабатываемой электроэнергии, для электродвигателей АИР этот параметр находится в пределах от 0,12 до 315кВт.
- Питающее напряжение – в определенной степени зависит от схемы соединения обмоток. Электродвигатели АИР могут соединятся как звездой, так и треугольником, поэтому напряжение указывается для обоих способов – 220/380 или 380/660В.
- Скорость вращения – это число оборотов за единицу времени, для марки АИР может находиться в пределах от 750об/мин до 3000об/мин.
- КПД – определяет соотношение между израсходованной энергией и произведенной работой.
- Допустимый температурный режим – как правило, составляет от – 40 до + 45ºС.
- Вид монтажа – всего существует три способа для электродвигателя АИР: IM1081 – на станину (горизонтально), IM2081 и на станину, и на фланец (и горизонтально, и вертикально), IM3081 только на фланец (вертикально). Пример вариантов основного исполнения приведен на рисунке ниже:
Рис. 3. Способ монтажа электродвигателя АИР
- Электрические и магнитные потери – определяются напряжением холостого хода и током КЗ.
- Геометрические размеры – указывают основные габариты и расстояния от элементов электрической машины до ближайших деталей, вместе с которыми двигатели применяются.
- Степень пыле- влагозащищенности – обозначается двумя латинскими буквами IP и парой цифр, одна из которых определяет устойчивость к пыли, а вторая к влаге.
Общепромышленное назначение некоторых из них предусматривают технические особенности, которые указываются соответствующими буквами, с которыми двигатели выпускаются:
- Б – обеспечивает работу в условиях высокой температуры;
- В – встраиваемые электрические машины;
- С – с увеличенным параметром скольжения;
- Е – с функцией принудительного торможения ротора.
- Е2 – с ручным управлением торможением.
- ЗЕ – трехфазное устройство для подключения в однофазную сеть.
- Ж – для насосных установок.
- РЗ – в моторно-редукторных приспособлениях.
- Ш – общепромышленные электродвигатели швейной отрасли.
- П – с монтажной характеристикой высокой точности.
- Ф – маслоустойчивого исполнения.
- А – используемые на атомных электростанциях.
- Х2 – повышенной химической устойчивости.
Конструктивные особенности
С технической точки зрения электродвигатель АИР представляет собой одну из разновидностей асинхронной электрической машины. Впервые данная разновидность вошла в обиход еще в 1973г и заменила марки 4А и АМ благодаря новому международному стандарту, который установил его параметры и технические особенности. Конструктивно пример асинхронных электродвигателей приведен на рисунке ниже:
Рис. 1. Конструкция электродвигателя АИР
Как видите, двигатель АИР состоит из таких основных конструктивных элементов:
- Корпус – выполняется из чугуна или облегченных сплавов, предназначен для удержания внутренних деталей и крепления к рабочей поверхности.
- Магнитопровод статора – применяется в качестве среды для проведения магнитного потока от обмоток к ротору.
- Обмотки статора – изготавливаются из медных жил с лаковой изоляцией, как правило, имеют дополнительный слой. Предназначены для протекания переменного тока, который формирует электромагнитные волны. Провода обмоток укладываются в статорные пазы.
- Ротора – фазного или короткозамкнутого, фазный состоит из металлического вала, на котором находится беличья клетка и уложенные в ее пазы обмотки. Короткозамкнутый ротор представляет собой монолитный блок из ферромагнитного материала. Ротор предназначен для вращения внутри электромотора за счет воздействия электромагнитных сил.
- Борна – клеммная коробка предназначена для подключения кабеля электрического питания, позволяет изменить схему соединения обмоток.