Почему снижается уровень ОЖ
Охлаждающая жидкость интенсивно циркулирует в системе по малому или большому кругу. По причине наличия в составе воды антифриз подвергается естественному испарению, поэтому требуется постоянный контроль уровня ОЖ. Такая возможность предоставляется благодаря прозрачным стенкам расширительного бачка с отметками, соответствующими верхнему и минимальному уровню теплоносителя в контуре.
Важно знать, что проверять уровень ОЖ в системе необходимо на холодном двигателе, поскольку при циркуляции состав нагревается и увеличивается в объеме. В холодном состоянии уровень антифриза должен быть между метками, а при нагревании доходить до верхней границы
Кроме естественного испарения существуют и другие причины, требующие доливки охлаждающей жидкости:
- Образование точек утечки вследствие разгерметизации контура.
- Попадание ОЖ в цилиндры и картер мотора из-за нарушения эластичности уплотнительной прокладки между «рубашкой» охлаждения и блоком цилиндров.
- Неисправность патрубков радиатора салонного отопителя.
Проверить наличие точек утечки из системы охлаждения автомобиля можно несколькими способами:
- Визуально. Внешним осмотром патрубков определить места, где видна утечка жидкости.
- Под давлением. Для этого нужно слить ОЖ из контура и залить воду. При высоком давлении проявятся точки разгерметизации системы охлаждения.
- УФ-лампой. Если в автомобиль залит высококачественный антифриз с люминесцентными добавками, то при освещении лампой станут видны даже микроскопические дефекты в труднодоступных местах соединения патрубков.
Ответ на вопрос, как часто доливать антифриз в авто, зависит от технического состояния системы и качества теплоносителя. Необходимость частого долива ОЖ в систему указывает на неисправность контура охлаждения из-за образования точек утечки из системы, а также на потерю эластичности прокладок, через которые состав попадает в картер мотора. Поступление ОЖ в моторное масло можно сразу определить по белому пару из выхлопной трубы.
Опасна ли протечка антифриза
Если антифриз потек незначительно, то опасности для автомобиля нет. Но дело в том, что нагретый двигатель создает в системе охлаждения повышенное давление. Это чревато тем, что все существующие коррозии и щели в разбитом стыке постепенно будут приобретать большие размеры. А вероятность того, что антифриз упадет до опасной отметки меньше минимума, может привести к закипанию двигателя. Если вы решите разбавить антифриз свежим, из канистры, будьте осторожны! На разгоряченном двигателе такая операция может привести к травме от пара, который при открывании расширительного бачка может «выстрелить» вверх и обжечь вас. Кроме этого, имейте в виду, что антифризная жидкость ядовита и испаряясь в герметично закрытом салоне вашего автомобиля, попадает к вам в дыхательные пути. Это может вызвать отравление.
Теперь определились, как устранить течь антифриза. Как временный вариант, можно воспользоваться присадкой для устранения течи. Такая присадка работает подобно затычке в образовавшихся отверстиях. Это поможет, но не на долго. В результате того, что эта присадка забивает все возможные отверстия и каналы в системе охлаждения, в их числе и трубки радиатора охлаждения, и печки, радиатор теряет свою способность охлаждать двигатель до нужной температуры, а печка перестает греть. И вот, уже есть риск приобрести дополнительные проблемы. К тому же, эти присадки не дают долговременную гарантию от протечки антифриза. В любой момент проблема может возникнуть вновь.
Самый лучший вариант – «лечение на корню». Следует полностью заменить изношенные детали новыми. Конечно, это сделать нелегко и необходимо иметь знания устройства автомобиля, ведь до того, как разобрать печку, надо и центральную консоль тоже разобрать. Занимаясь заменой деталей, есть риск повредить всевозможные защелки и выступы, которыми крепятся детали. Они довольно хрупкие, особенно, если неправильно нажать на них. К тому же, эта работа будет проводиться вами в положении лежа, на боку, под углом 90°. Так что, если вы не уверены в своих силах, доверьтесь лучше специалистам.
Что делать, если антифриз попал в двигатель
Как было отмечено ранее, антифриз представляет собой смесь дистиллированной воды и концентрата с низкой температурой замерзания. Если такая жидкость попадает в систему смазки двигателя, то она способствует снижению смазывающих характеристик моторного масла.
Эксплуатация двигателя в этом случае приводит к ускоренному износу его деталей, поэтому в скором времени ему потребуется капитальный ремонт. Если для моторов старых авто капремонт считается ожидаемой процедурой, то для владельца относительно нового авто такой прогноз становится полной неожиданностью.
Обращаем ваше внимание, что, если антифриз попал в масло двигателя, то дальнейшая эксплуатация авто приводит к появлению стука в моторе. Неприятный звук издают вкладыши коленвала и распредвала
Рассмотрим причину этой неисправности.
Когда антифриз уходит в моторное масло, то первыми из-за недостатка смазки страдают нагруженные подшипники скольжения (вкладыши коленчатого и распределительного валов). На их поверхности появляются задиры, что и приводит к появлению характерного стука.
Мотористы, которые разбирали двигатели после такой неисправности отмечают, что, как правило, на вкладышах почти полностью стирается фрикционный слой, а их поверхность покрывается царапинами и задирами. Если новый вкладыш имеет блестящую поверхность металлического цвета, то после того, как в масло попадает антифриз, подшипник приобретает бурый оттенок и покрывается задирами. Почему это происходит?
При рассмотрении нагруженных подшипников скольжения под микроскопом можно увидеть небольшие белые шарики. Такие шарики «въедаются» в металлическую поверхность вкладышей.
Мельчайшие частички (шарики) как абразив воздействуют на фрикционный слой, в результате чего появляются задиры. Откуда появляются белые микроскопические шарики и какова их структура? Если провести химический анализ, то можно определить, что они состоят из таких элементов, как фосфор, сера, кальций и т.д.
При этом частички имеют более высокую прочность, чем материал, из которого изготовлены вкладыши. Они образуются из присадок моторного масла в ходе его смешивания с антифризом и последующего нагревания.
Работа двигателя внутреннего сгорания сопровождается высокими температурами, что способствует ускоренному протеканию различных физических и химических процессов. Коме того, антифриз попадает в систему смазки во время работы двигателя. Коленвал и другие детали мотора вращаются с высокой частотой, поэтому масло и антифриз быстро перемешиваются, образую эмульсию.
Ранее мы отмечали, что антифриз включает концентрат и дистиллированную воду. Масло содержит специальные присадки, которые быстро растворяются в воде. В результате смешивания масла даже с небольшим количеством охлаждающей жидкости образуется высокая концентрация присадок, растворенных в воде.
С учетом, указанных ранее факторов, ускоряющих протекание химической реакции и смешивание веществ (высокая температура и частота вращения деталей мотора), после ухода антифриза в масло очень быстро образуются высокопрочные фосфорные соединений цинка и кальция.
Смесь, содержащая такие соединения, попадает на горячую поверхность вкладыша. После этого вода быстро испаряется, а на поверхности подшипников скольжения образуются микроскопические твердые шарики, которые как песчинки оставляют царапины и задиры на гладкой поверхности вкладышей.
При попадании антифриза в систему смазки во время работы мотора образуется большое количество твердых частиц, которые перемещаются вместе с маслом по всему двигателю. Прогнозировать последствия такого процесса достаточно сложно. Ясно только то, что значительно ускоряются процессы износа трущихся поверхностей в различных узлах силового агрегата. Через достаточно короткое время такой мотор «застучит.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что уход антифриза в моторное масло приводит к катастрофическим последствиям. Практически такие неприятности происходят и в том случае, когда в системе охлаждения вместо антифриза залита простая вода.
Таким образом, если жидкость из системы охлаждения попала в масло двигателя, то его лучше сразу же заглушить, а автомобиль нужно доставить в автосервис на эвакуаторе. Замена пробитой прокладки ГБЦ или даже ремонт трещины блока обойдется гораздо дешевле, чем ремонт, связанный с заменой вкладышей, шлифовкой коленчатого и распределительного валов, а также с другими работами, которые входят в капитальный ремонт ДВС.
Вытекает антифриз. Почему это происходит?
После старта двигателя и при его последующем нагреве, тосол, находящийся под давлением, нагревается и расширяется. Если узел имеет дефекты герметичности– это приводит к образованию протечек. Среди возможных причин их появления:
- износ элементов;
- их механические повреждения;
- ошибка в сборке системы ДВС;
- нарушения правил эксплуатации автомобиля.
Основной признак неисправности– быстрый расход антифриза (умеренное уменьшение уровня– норма). Чаще всего проблема внутри салона. Водителю следует проверить радиатор, двигатель и печку.
Антифриз утекает из радиатора
Проблемы с радиатором– частая причина потери антифризной жидкости, поскольку его каналы тонкие и их легко повредить грубым механическим воздействием извне. Обнаруживается она легко– по образовавшейся луже внутри салона либо на самом радиаторе.
Для устранения течи радиатор замените (предпочтительный вариант) или отремонтируйте. Ремонт проводят запаиванием или использованием герметика. Однако второй способ– скорее временная мера.
Утечка непосредственно в двигателе
Эта проблема более сложна. Она диагностируется по:
- появлению в расширительном бачке пузырьков пены;
- выходу из трубы выхлопа газа странного белого оттенка;
- капель эмульсии на масляном щупе (обнаруживаются при его вытаскивании).
Эти признаки (в комплексе или каждый в отдельности) говорят о том, что тосол попадает в систему цилиндров.
Причина– печка
Основной симптом утечки антифриза через радиатор печки– запотевание ветрового стекла. Многие водители также отмечают посторонний запах в салоне сладковатого характера. Течь обычно несильная, охлаждающая жидкость постепенно выпаривается из системы, но при более интенсивном вытекании тосола образуется лужа в салоне.
Другие места
Еще одна популярная проблема течи антифриза– потеря расширительным бачком своей герметичности. Охлаждающая жидкость выпаривается и оседает конденсатом на его крышке или других частях корпуса. Визуально этот дефект определить сложно, поскольку утечка происходит через микротрещины и поэтому малозаметна. Для устранения проблемы бачок (или как минимум его крышку) следует поменять.
Повреждение резиновых патрубков от высокотемпературного режима работы– еще одна распространенная причина утечки. Доступ к ним простой, заменить их не сложно. Но дефекты могут появиться с разных сторон, течи не всегда интенсивные, потому визуально их обнаружить непросто. Тщательно ощупывайте все трубки
Особенно уделяйте внимание местам соединения. Обязательно проверьте то, насколько надежно затянуты хомуты
Обратите внимание!При обследовании патрубков, доступ к которым затруднен, пригодится карманное зеркало– оно поможет рассмотреть эти элементы со всех сторон. Если с перечисленными деталями все нормально– следующим шагом станет проверка помпы
Случаи, когда протекает водяной насос системы охлаждения, встречаются часто. Это итог того, что сальниковый уплотнитель насоса для тосола прилегает недостаточно плотно. Антифриз разбрызгивается, вытекая по штоку помпы. Такой дефект заметен визуально, поскольку все расположенные рядом детали забрызганы жидкостью. Выход– менять насос, поскольку повреждение помпы чревато заклиниванием ремня ГРМ и загибом клапанов
Если с перечисленными деталями все нормально– следующим шагом станет проверка помпы. Случаи, когда протекает водяной насос системы охлаждения, встречаются часто. Это итог того, что сальниковый уплотнитель насоса для тосола прилегает недостаточно плотно. Антифриз разбрызгивается, вытекая по штоку помпы. Такой дефект заметен визуально, поскольку все расположенные рядом детали забрызганы жидкостью. Выход– менять насос, поскольку повреждение помпы чревато заклиниванием ремня ГРМ и загибом клапанов.
Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле
Сколько заливать антифриза
Правильный долив антифриза в систему способствует нормальной работе мотора. Объем системы охлаждения двигателя для каждой модели автомобиля указывается в технической документации. На расширительном бачке производителем нанесены две метки:
- Минимально допустимый уровень охлаждающей жидкости.
- Максимальный уровень антифриза в системе.
Водителю в процессе эксплуатации автомобиля необходимо регулярно методом визуального осмотра контролировать уровень теплоносителя. При осмотре холодного двигателя возможны следующие варианты уровня охлаждающей жидкости:
- Ниже минимального уровня – требуется срочно подлить ОЖ, в противном случае силовой агрегат может перегреться. Также возможно попадание воздуха в контур.
- Между минимальным и максимальным уровнем – нормальное количество антифриза.
- Выше верхней метки. Нужно убрать лишний состав. При высоком давлении в горячем состоянии возможен выброс антифриза в подкапотное пространство через клапан крышки расширительного бачка.
При падении уровня теплоносителя в системе до критического значения на приборной панели загорается контрольная лампочка. Водитель обязан сразу среагировать на сигнал ошибки: проверить систему и, зная, как правильно доливать антифриз, устранить неисправность. Если уровень антифриза в жаркое время года опустился незначительно, то можно подливать в расширительный бачок дистиллированную воду, но не более 150–200 мл.
В зимний период эксплуатации воду не использовать по причине опасности замерзания состава при низкой температуре. При существенном снижении уровня теплоносителя в системе (более чем на треть) рекомендуется поменять весь объем антифриза.
Миф седьмой. Все антифризы одинаковые — этиленгликоль и вода
Есть мнение, что производство охлаждающей жидкости — не такой уж сложный процесс. Пожалуй, в большей степени это утверждение верное.
Для понимания: концентрат антифриза может содержать до 90% этиленгликоля, до 20% — глицерина (может быть и меньше) и до 5—7% — присадок. Еще немного ингибиторов коррозии, горького компонента и красителя.
За функцию незамерзания при отрицательных температурах отвечают этиленгликоль и вода. Как говорится, смешал — и готово. Тут как раз ничего сложного.
Разница между антифризами и основная интеллектуальная составляющая заключены в присадках. Их главная функция — предотвращать коррозию. Рецептура авторитетных производителей содержится в строжайшем секрете и является главным аргументом маркетологов.
Основными разработчиками присадок и лидерами на мировом рынке антифризов считаются три концерна — BASF (Германия), Chevron (США) и Arteco (Бельгия).
Можно» ли ездить без антифриза зимой?
Вопрос зимней езды без антифриза также актуален. Нередки случаи, когда ОЖ в системе охлаждения замерзает. А иногда не слитая к морозам вода попросту разрывает радиатор. Как быть, можно ли ездить зимой без ОЖ?
Здесь также ответ будет однозначный: нельзя. Проехать какое-то небольшое расстояние, чтобы переставить авто с неудобного места на более подходящую стоянку или загнать на ближайший сервис, скорее всего, получится без последствий. Однако ездить постоянно без антифриза на моторе с водяным охлаждением даже лютой зимой не получится.
Некоторые сейчас вспомнят двигатели воздушного охлаждения, как, например, на отечественных мотоциклах времён СССР или автомобилях «Запорожец». Но здесь совершенно другая ситуация. Моторы изначально делались массивными, из сплава, хорошо проводящего тепло. Для более эффективного отвода конструкторы на цилиндрах устанавливали специальные отливки, так называемые рёбра охлаждения. И вместе с этим в моторном отсеке делались каналы для подвода воздуха, которые должны были обеспечивать непрерывный обдув двигателя.
Моторы жидкостного охлаждения нельзя эксплуатировать с неисправной системой охлаждения, даже зимой. На автомобиле с такой проблемой можно проехать только минимальное расстояние. Но лучше воспользоваться услугами эвакуатора или оттранспортировать авто на буксировочном тросе.
Лучше вообще с этим не шутить. Конечно все зависит от двигателя. У меня старая мазда 90х.
Дак получилось так, что я проехал без тосола по жаре км. 10.
С двигателем все в порядке, тьфу тьфу.
Однозначный ответ дать нельзя, ибо в какой момент произойдут фатальные изменения в двигателе от его перегрева предсказать нельзя. Да и вода или тосол могут вытечь не полностью (если радиатор поврежден сверху). Опытные водители утверждают, что если радиатор на треть хотя бы полон, то можно с остановками и контролем ехать, подливая жидкость. Тогда можно ехать потихоньку, контролируя количество тосола и подливая его. Меньше трети — ехать совсем нельзя.
Но у нас была такая проблема. На УАЗике из благородного семейства Хантеров муж по молодости и по неопытности проехал километров 25. Причем понимал, что есть проблема, но ехал в обычном режиме. Было лето, и перегрев двигателя не удивил. Да и датчики на этой машине показывали, что хотели с самого начала ее эксплуатации. На машине сорвало вентилятор и пробило радиатор (это у них семейная болезнь). Муж доехал до дома, двигатель заводился и на следующий день. В ремонт мы уже ехали на эвакуаторе. Последствия: меняли «голову» (она же головка блока цилиндров (ГБЦ) двигателя. Но могло быть хуже.
Второй случай был: мы проехали на хорошем иностранном автомобиле (паркетник) после серьезной аварии (столкновение с неподвижным авто на скорости 60 км/ч) километров пять до стоянки. Все бурлило и кипело, парило и пахло жареным тосолом. Радиатор в лепешку был. Машине и двигателю это вреда не нанесло.
Отсюда вывод: если нет жидкости в системе охлаждения ехать никуда не надо. Это может привести к дорогостоящему ремонту двигателя. Водитель должен отследить момент, когда машина изменила свое поведение и принять меры. И второй вывод: вопрос это серьезный и нередко возникающий неожиданно. К тому же рано или поздно это происходит почти с каждым водителем. Хорошо бы быть готовым к таким ситуациям заранее.
>
Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?
Многим не дает покоя вопрос о том, что будет если смешать тосол с антифризом, и можно ли эти жидкости мешать вообще? Отвечаем.
По ГОСТу охлаждающая жидкость, будь то тосол или антифриз, не должна содержать механических примесей. Она должна быть прозрачной и однородной. У антифризов разных классов может быть один и тот же цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании тосола разных производителей может появиться взвесь мелких, но твердых частиц.
А уж при смешивании минерального и синтетического антифриза, будь они хоть одного цвета, практически гарантированно выпадет мутный осадок, который обязательно осядет в охлаждающей системе автомобиля. Этот осадок со временем забьёт радиатор, остановит помпу и приведёт к закипанию мотора.
Если смешать антифризы одной категории, но разных цветов и производителей, то, скорее всего, их характеристики (например, температура замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в такой смеси может образоваться взвесь из едва заметных твердых частиц. Нельзя однозначно сказать или как-то спрогнозировать, как себя поведёт данная «суспензия» в системе охлаждения двигателя.
Воизбежание возникновения проблем с автомобилем, мы не советуем заниматься подобными сомнительными экспериментами по смешиванию антифризов, и рекомендуем периодически проводить промывку системы охлаждения двигателя.
Опыт показывает, что относительно безопасно и без плачевных последствий для мотора, минеральные (G11 или тосол) и органические (G12) антифризы можно смешивать только с качественным универсальным антифризом класса G12++. Поэтому если вы точно не знаете какая охлаждающая жидкость залита в вашем автомобиле, то лишний раз рисковать не стоит – доливайте только универсальный антифриз.
Как устранить проблему
Быстрее всего устранит проблему применение специальных присадок. Они образовывают внутри системы охлаждения пленки, которые выстилают внутренние поверхности и тем самым закрывают все небольшие отверстия. Недостаток такого способа– возможность забивания дополнительными компонентами тонких каналов, в том числе трубок радиатора и печи. В результате они перестают нормально работать. Этот способ– временное решение проблемы. Лучше определите место утечки и исправьте ситуацию.
Я бы не рекомендовал наводить справки о том, можно ли ехать, если вытек антифриз после того, как такая неприятность случилась. Это такая проблема, о решении которой лучше знать заранее, ведь невозможно предсказать, в какой момент и насколько сильно лопнет патрубок или начнет протекать радиатор.
Когда нужна замена охлаждающей жидкости
Итак, охлаждающая жидкость состоит из концентрата, разбавленного дистиллированной водой в определенных пропорциях. Так вот, сам концентрат — базовая основа и целый пакет активных присадок.
Как уже было сказано выше, ОЖ бывают разными по составу, при этом традиционной основой для антифриза вплоть до сегодняшнего дня выступает этиленгликоль. При этом присадки в его составе защищают систему и двигатель от коррозии (ингибиторы коррозии), удаляют отложения с поверхностей (очистка) и т.д.
Само собой, в процессе эксплуатации неизбежно происходит потеря полезных свойств ОЖ, присадки «срабатываются», антифриз накапливает в себе ржавчину и загрязнения. Если такую охлаждающую жидкость не менять, тогда заметно ухудшается теплоотвод, забиваются каналы радиатора, активно изнашивается помпа, загрязняется термостат.
В результате двигатель может постепенно начать перегреваться, компоненты системы охлаждения быстро выходят из строя
По указанным причинам важно понимать, когда именно антифриз нужно менять или когда замена ТОСОЛа необходима не только по регламенту, но и с отдельным учетом определенных особенностей. Давайте разбираться
Первое и основное правило — охлаждающую жидкость в автомобиле нужно менять каждые 50-60 тыс. км пробега или один раз в 2-4 года (в зависимости от того, что наступит раньше). При этом замена также необходима в том случае, если жидкость по тем или иным причинам изменила свои свойства.
Как видно, если с заменой по пробегу все более или менее понятно, вопрос, когда менять антифриз по времени остается открытым. Так вот, все будет зависеть от того, какой именно тип ОЖ залит в систему, а также в каких условиях эксплуатируется конкретный автомобиль.
Прежде всего, можно выделить отечественный ТОСОЛ, а также антифризы G11, G12, G12+, G12++, G13. Если коротко, каждый тип ОЖ имеет свои преимущества и недостатки. Что же касается срока службы, в целом, ТОСОЛ и антифризы G11-G12 нужно менять каждые 2 года или каждые 40 тыс. км., антифриз G12+ и G12++ оптимально менять каждые 4 года или каждые 60 тыс. км., тогда как G13 рассчитан на 80 тыс .км. пробега, а также имеет срок службы 5 лет и более.
Однако следует учитывать, что свойства даже «свежей» охлаждающей жидкости могут сильно измениться в том случае, если по тем или иным причинам в систему охлаждения попадает моторное масло, происходит прорыв газов и т.д. Еще на практике активнее «срабатывается» антифриз на машинах, где мотор сам по себе «горячий», то есть имеет высокую температуру термостатирования (высокая рабочая температура ДВС).
Отдельно можно выделить и распространенную ситуацию, когда владелец по определенным причинам вынужден был долить антифриз другого цвета, марки или типа. В этом случае также нужно понимать, что смешивание разных типов охлаждающих жидкостей может стать причиной потери свойств антифриза в системе.
Другими словами, часто бывает так, что жидкость залита в систему относительно недавно, однако при замене были допущены ошибки, произошло смешивание антифриза, ОЖ теряет свойства по причине поломок двигателя и т.п. Так или иначе, кроме замены по пробегу или по регламенту за состоянием ОЖ в системе нужно отдельно следить.
Заключение
В конце представленного материала, сделаю выводы:
- Утечка антифриза может иметь серьезные для автомобиля последствия, поэтому ни в коем случае нельзя продолжать поездку.
- В зависимости от причины возникновения протечки можно воспользоваться обычной водой. При единичном использовании, вода не сможет навредить автомобилю больше, чем поездка без охладителя.
- В зимний период ОЖ заливать требуется в обязательном порядке, поскольку это требуется с учетом особенностей конструкции машины.
Что будет, если ездить без антифриза?
Охлаждающая жидкость призвана отводить избыточное тепло от перегретых частей двигателя и в целом поддерживать рабочий температурный режим мотора, который для разных моделей авто находится в пределах примерно от 85 до 97 ºС.
Разогрев двигателя происходит неравномерно. Больше всего разогреваются цилиндры и поршни с кольцами, клапаны и часть ГБЦ в районе выпускного коллектора. Именно здесь металл контактирует с пламенем от горения топлива и раскалёнными газами. В то время как остальные части мотора разогреваются менее интенсивно.
Отсутствие антифриза в системе приведёт к сразу трём разрушающим факторам.
Во-первых, без отвода тепла металл деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма будет разогреваться до тех пор, пока не приблизится к тепловому пределу прочности. При определённой температуре, близкой к пределу текучести, твёрдость металла начнёт лавинообразно уменьшаться. И в этой ситуации даже небольшие контактные нагрузки приведут к механическим деформациям.
Во-вторых, неравномерный разогрев цельнометаллических деталей (ГБЦ, блока цилиндров, поршней и др.) может привести чрезмерному увеличению внутренних напряжений: тепловой деформации и даже появлению трещин.
В-третьих, при отсутствии антифриза функцию отвода тепла и его распределения по мотору на себя возьмёт масло как единственная жидкость, оставшаяся в системе. Оно и так выполняет эту роль при штатной работе двигателя, но в небольшой мере. При опустошении системы охлаждения масло начнёт перегреваться и разлагаться, теряя свои рабочие свойства и образовывая шламовые отложения.
Поэтому в общем случае ответ на вопрос, можно ли ездить без антифриза, однозначный: нельзя.